Его хиты, написанные когда-то для фильмов, «Есть только миг», «Куда уходит детство», «Где-то на белом свете…», «Вдруг как в сказке скрипнула дверь…», «Мир без любимого» и многие-многие другие давно уже обрели самостоятельность и вошли в наш золотой песенный фонд. А те, кто еще ребенком смотрел фильмы, в которых они впервые прозвучали: «Земля Санникова», «Фантазии Веснухина», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «31 июня» и прочие – уже вполне себе люди весьма солидного возраста. Да и автор этих хитов не молод.
Больше того: прошлый год у легендарного композитора Александра Зацепина был юбилейным — маэстро отметил 95-летие. Но из-за пандемии отметить эту дату как следует не удалось, и большую часть юбилейных мероприятий проведут в нынешнем году. Но самое главное, что именитый композитор не собирается почивать на лаврах: он продолжает работать, пишет музыку для спектаклей и фильмов. А нам юбиляр рассказал нам и о том, что уже стало историей: как они с поэтом Леонидом Дербенёвым вместе создавали хиты, как они работали с кинорежиссером Леонидом Гайдаем – и о своих новых работах и планах.
Где-то на белом свете..
— Александр Сергеевич, вы много лет работали в паре с Леонидом Дербенёвым. Как мне кажется, у вас сложился отличный тандем: столько хитов вместе написали – около ста!
— Да, я почти всю жизнь проработал с Леонидом Дербенёвым. Он один из редких поэтов, который мог писать на музыку. Обычно же сначала пишутся стихи, а потом к ним создаётся музыка. А он мог делать наоборот. Да и я так привык работать. Он мне всегда говорил: «Ты только не пиши такую музыку, на которую можно только слова: «Ай лав ю», — придумать! Не надо нам коротких вариантов. Как я могу в три слова что-то уложить?!» Хотя у нас были с ним хиты, где в припеве звучало как раз всего несколько слов. Например, Алла Пугачева пела: «Так же, как все, как все, как все!» Он все делал так, как надо. Знаете, как мы с ним работали? Леонид меня просил записать кассету с сочинённой музыкой, и чтобы было десять куплетов там сразу. Я предлагал ограничиться тремя, на что он мне отвечал: «Ты же знаешь, я работаю по-другому: включаю магнитофон, хожу по комнате взад-вперед — и тогда ко мне приходят какие-то идеи». Когда не стало Леонида Дербенёва, я хотел работать с Ларисой Рубальской, но она мне сказала, что она не может писать именно под музыку. И много поэтов этого не могут…
Устремленный в будущее
— Насколько я знаю, вы сейчас пишете мюзиклы. Где их можно увидеть и услышать ваши композиции? И над чем вы сейчас работаете?
— Сейчас мюзикл «31 июня» идёт в Санкт-Петербурге в театре «Карамболь», там же идет «Тайна третьей планеты», и она идёт еще в Новосибирске в Музыкальном театре. Ещё в театре Нонны Гришаевой (Московский областной государственный театр юного зрителя. – Прим. авт.) идет «Иван Царевич и Серый волк». Я видел одноименный мультфильм, и мне очень понравился сюжет и то, что эта сказка происходит в наше время, когда герои могут быть с мобильными телефонами. И они замечательный поставили спектакль, у них всё время аншлаги.
Сейчас я для них тоже готовлю «Тайну третьей планеты» — новый вариант. И ещё готовлю мюзикл «Айвенго». Кроме того, я продолжаю работать над музыкой к мультфильму для детей «Оранжевая корова» (первые серии детского анимационного сериала вышли четыре года назад. – Прим. авт.). Я, конечно, привык работать, когда есть материал, под который нужно писать, – когда есть возможность знать героев, видеть их лица, изображения, а не просто так, абстрактно — а то музыка может не совпасть с изображением. Музыка в кино – это прикладная история. Она должна соединяться с картинкой, с игрой актёра, сюжетом, а не просто «лишь бы музыка была»…
«В кино больше свободы»
— Вы в своей жизни написали множество кинохитов. А как вы относитесь к современному кино?
— Понимаете, я работал с такими режиссерами, которые мне очень нравились, и мне интересно с ними было работать. Леонид Гайдай, Михаил Калатозов и так далее… Сейчас я не вижу музыкальных фильмов — их просто не снимают. И комедий эксцентрических не делают. Почему-то немного это приостановилось, и не только в нашей стране. Если взять французские фильмы 50-60-х годов — это действительно были интересные картины. А сейчас это все напоминает какой-то сплошной серый сериал, который смотреть и скучно, и грустно. Там есть фон и одни диалоги, и больше ничего… Но это — на мой взгляд…
— Вам больше нравилось работать для кино, чем просто песни писать для советских исполнителей?
— В кино было больше свободы. Такую песню, как «А нам всё равно», просто так по радио никто бы не разрешил петь. А в кино она смогла пройти. Или про Остров невезения, где все хорошо, но если чуть-чуть изменить — будет еще лучше… Я помню, как я одну песню, которую записала Алла Пугачёва, принес на радио, и мне редактор говорит: «Ой, она так поёт по-западному, и аранжировка такая — не наша!» На что я просто ответил: «Хотите – берите, хотите – нет, а я переделывать не буду!» И ушёл. Песню в итоге взяли…
Зацепин с дочерью Еленой
«Знать, что получилось так, как надо»
— Скажите, а в вашей жизни бывали истории, когда вы отказывались от работы?
— Да, у меня было несколько случаев, когда я отказывал. Даже Леониду Гайдаю. Он готовился к съёмкам фильма «Опасно для жизни» (с Леонидом Куравлёвым и Георгием Вициным в главных ролях. – Прим. авт.) и предложил мне стать композитором фильма. Когда я прочитал сценарий, то сказал: «Лёня, я не знаю, что писать. Здесь не совсем понятно». И отказался, а Гайдай тогда взял Максима Дунаевского. Моё решение никак не повлияло на нашу дальнейшую работу с Леонидом — потом мы снова продолжили с ним работать, как и прежде.
Интересно же писать не для того, чтобы получить деньги и сделать какую-то халтуру, а получить ещё и какое-то удовлетворение. И знать, что у тебя получилось так, как надо. Хотя в кино были случаи, когда режиссёр пытался настоять. А тот же Гайдай – он никогда не ограничивал, только мог иногда сказать: «Пиши современную музыку — хотя я ничего не понимаю в ней, но это нужно!» А ещё был один случай, когда один режиссёр пригласил к себе, дал послушать музыку и сказал, что хочет такую же. На что я ответил: «Тогда этого композитора к себе и приглашайте!» — и не стал с ним работать…
— А сейчас хотели бы принять участие в каком-нибудь кинопроекте?
— Сейчас у меня есть предложение по одному фильму, пока этот вопрос решается. Сначала продюсер хочет сделать четыре серии, а потом — полный метр. Это анимационный фильм. Им понравились мои наброски — я им написал кое-что. И сейчас они сделают 15-минутный пробный пилот. На 100 процентов я не могу сказать, что и когда это будет, но за дело взялись серьёзно, заключили договор… Для меня это очень интересная работа…
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова
(ИА «Столица»)