Свой личный праздник Михаил Турецкий, как и полагается настоящему артисту, отмечал на сцене. Но главной сцене России — в Государственном Кремлёвском дворце. Там для гостей, родных и близких выступали одни из самых популярных вокальных коллективов в стране – мужской «Хор Турецкого» и состоящий только из женских голосов «SOPRANO».
Поздравить именинника с 60-летием туда пришли его друзья и коллеги — Олег Газманов, Михаил Шуфутинский, Григорий Лепс, Александр Розенбаум, Денис Майданов и Валерия.
«Ни таланта, ни слуха…»
Не всем известно, что ни празднования в Кремле, ни огромной популярности артиста и его коллективов могло и не быть. Когда-то маленькому Мише Турецкому поставили диагноз: таланта, как и слуха, нет. Но учитель музыки ошибся. И доказательство этому – аншлаги на концертах и огромная зрительская любовь.
— В детстве, сколько я себя помню, мне всегда хотелось петь, — делится с нами Михаил Турецкий. — Я начал петь в год и два месяца! Я пел даже в ванной комнате, и за это меня ненавидели наши соседи по коммунальной квартире. Это потому, что я все время пел писклявым голосом. В два года я уже пел всё, что звучало в телерадиоприёмнике. И я понимал смысл всех этих песен. В шесть лет я слушал оперные арии, а по воскресеньем пел с отцом. В восемь лет я уже пел с братом — он был на 15 лет старше меня — в его студенческих компаниях. Моим коронным номером была популярная тогда песня «Сиреневый туман». И тогда я уже понимал, что моя будущая профессия у меня в руках…
В музыкальную школу Михаил Турецкий поступил на класс флейты. Такой выбор был не случайным.
— Мы были стеснённая в средствах семья, — вспоминает Михаил Борисович. – Мама работала няней в детском саду, папа – на фабрике. А флейта стоила во много раз дешевле, чем скрипка, и тем более — чем фортепиано. Именно поэтому она мне и подошла…
Уже потом Михаил Турецкий окончил Хоровое училище имени А.В. Свешникова, затем с отличием — дирижерско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, учился в аспирантуре, занимался симфоническим дирижированием.
— В моей жизни тогда была только учёба — учеба музыке, — говорит Турецкий. — И никаких других сфер деятельности у меня не было — я был и остаюсь артистом…
Путь к вершинам
Творческий путь «Хора Турецкого» к вершинам славы начался в 1989 году: тогда Михаил Турецкий набирал солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Хор, который он собрал, занялся возрождением иудейской духовной музыки, репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая много лет не исполнялась в СССР. По традиции все произведения музыканты пели а-капелла — то есть, без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки. Сейчас у этого коллектива нет репертуарных границ: они поют все, что есть прекрасного в вокальной музыке, — от мировой классики до рока, от поп-музыки до оперы, от джаза до народных хитов. Они дали огромное количество концертов и объездили практически весь мир.
Хор Михаила Турецкого не стоит на месте и не почивает на лаврах – он постоянно репетирует, совершенствуется и развивается.
— Все наши артисты до сих пор берут уроки вокала, — рассказывает нам Михаил Борисович. — Если солист поёт, например, знаменитую арию «Смейся, паяц, над разбитой любовью» — он постоянно ходит к педагогу, добивается, чтобы эта ария звучала не хуже, чем в знаменитом миланском оперном театре «Ла Скала». Это колоссальный труд! На сцене мы выкладываемся на все 200 процентов — и всё ради любви зрителя! Мы реально от маленьких побед получали большую радость — и продолжаем сегодня получать большую радость от больших побед!
Вспоминая учителя
С главной сцены страны в рамках концерта звучали мировые хиты в исполнении «Хора Турецкого» и SOPRANO. Не могли в этот вечер не вспомнить о наставнике Михаила – Кобзоне. В память об Иосифе Давыдовиче юбиляр представил зрителям архивную запись композиции «Тум-балалайка», которую легендарный артист исполнил с арт-группой.
— Он мой наставник, практически крёстный отец нашего хора, — рассказал со сцены Михаил Турецкий. — Мне повезло многому у него научиться…
25 лет назад хор имел уникальную возможность: гастролировал вместе с Иосифом Кобзоном по России, в рамках турне артисты дали более 100 концертов. Именно тогда и зародилась эта музыкальная дружба.
Прозвучали со сцены и композиции в исполнении артистов, которые пришли поздравить Турецкого с юбилеем.
— Юбилей я называю «катастрофой с оттенком праздника», — шутит Михаил Борисович. — Есть разные шутки по этому поводу. Кто-то говорит, что юбилей – это много цветов, но ты ещё жив… (Смеётся.) Лично я в полном восторге от даты. Мне 60, и считаю, что это здорово!
Среди друзей и близких
Важный подарок в день рождения преподнёс руководителю коллектив «Хора Турецкого». Каждый год музыканты стараются преподнести «шефу» что-то особенное. Так, например, в прошлый юбилей они подарили ему ценную флейту. В прошлом году преподнесли эксклюзивный самовар. А в этот раз подарили часы. Но для того, чтобы подарок был вручён не банальным образом – устроили сюрприз: в завершение юбилейного вечера артисты «Хора Турецкого» вывезли на сцену торт в виде земного шара. Юбиляр его разрезал, а внутри лежала заветная коробочка с часами.
Ажиотаж в день юбилея Михаила Турецкого был не только на сцене, но и за кулисами. Одним из главных подарков Турецкому преподнесла его дочь — 16-летняя Эммануэль спела дуэтом с папой на сцене, а также подарила ему композицию своего сочинения. Вышла на сцену и 12-летняя младшая дочь Беата. Так что в семье Михаила Турецкого точно есть кому продолжать творческий путь отца.
А вот старшие дочери Наталья (от первого брака) и Сарина, вместе с супругой музыканта Лианой, поздравили именинника уже в более камерной обстановке — вдали от фотоаппаратов, телекамер и суеты…
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова и Лилии Шарловской
(ИА «Столица»)