У Романа Курцына в активе – более 80 киноролей, половина из них – главные. «Стреляющие горы», «Мент в законе», «Жажда», «Дурная кровь», «Корабль», «Крым», «Пять минут тишины», «Желтый глаз тигра», «Фитнес», «Бабушка легкого поведения», «Отель «Элеон», «Огонь»… Перечислять можно долго, и все фильмы – зрелищные, и все роли — яркие. И во многих из них – сложные трюки, и все Рома исполнял сам. Получая при этот травмы – и ссадины, и переломы, и сотрясения… Но снова и снова берется за сложные и порой опасные роли – почему, зачем? Хочет этим что-то доказать себе, кому-то? Об этом и о многом другом (в том числе и о глубоко личном) мы и поговорили с популярным актёром…
Стриптизёр из «Дурдома»
— Роман, расскажите, в каких проектах вы сейчас заняты?
— Я снимаюсь сейчас в сериале под названием «Дурдом». Очень классная и смешная история. Драйвовая. Но пока не могу раскрывать сюжетную линию. Я играю стриптизёра. И это дико смешно. Это собирательный образ, немного трогательный. Мне нравится эта роль. Ещё снимаем сейчас комедию-экшен, она называется «Скотч & виски», я играю брутального грабителя. Там мой герой — такой крутой парень, весь в татуировках — грабя картинную галерею, попадает в неловкую ситуацию… Ещё скоро выходят в эфир несколько сериалов с моим участием. Например, про одного компьютерного персонажа. И еще у меня как у продюсера четыре проекта в разработке. И ещё столько же мне сейчас предлагают как артисту. Про всё пока не могу, к сожалению, рассказать. Так что работы действительно много.
— Так это же хорошо, когда много работы?
— Да. Если ты занимаешься любимым делом – значит, ты счастливый человек.
— Я всё же спрошу вас про самое интересное: про стриптиз. Учились для этой роли, танцуете в этом сериале стриптиз?
— Да. Ещё я имел в своё время отношение к ночной жизни: учась в театральном институте, работал в ночных клубах, был арт-директором в Ярославле — я в этом городе живу, кстати, до сих пор… Комедия не пошлая, с хорошим юмором. Плюс там нет эротики – скорее, стёб на эту тему… Я там — с длинными волосами, такой альфа-самец. Но в трудной ситуации выясняется, что мой герой не совсем приспособлен к семейной жизни…
О роли юмора в истории
— В вашем творческом багаже больше комедийных ролей или драматических?
— Из почти 80 проектов, наверное, чуть больше 30 — глубоко драматические: «Огонь», «Жажда», «Жёлтый глаз тигра», «Пять минут тишины» и так далее… Но когда это уместно, я стараюсь в кино приносить юмор. Даже если оно — с социальными проблемами, или драма. В хорошей драме должен быть юмор. Да без него вообще в жизни – никуда!
— Сложнее сыграть драматическую роль или комедийную?
— Комедийную. В наше время, на мой взгляд, не так много артистов, которые умеют играть комедию. Например, было такое понятие «рязановской комедии». И сейчас многие, когда снимают подобное кино, очень хотят приблизится к этому. Это были уникальные комедии, где тебе хотелось и поплакать, и посмеяться. И это очень хорошая история, когда ты зрителей погружаешь в разные состояния. Сейчас и продюсеры, и режиссёры, и сценаристы хотят этого добиться: чтобы не просто смеяться над чем-то, а чтобы возникали разные эмоции, чувства. Хотя, как мне кажется, во всех русских комедиях есть моменты, когда хочется поплакать…
— Плохих героев интереснее играть?
— Безусловно! Но мне почему-то не дают роли злодеев…
— Почему?
— Не знаю. Да я и сам как-то стараюсь не брать такие роли. Всё равно твой персонаж забирает от тебя энергию: или положительную, или отрицательную. И когда ты играешь отрицательного персонажа, то в жизни у тебя все идёт серым цветом… Как бы это смешно ни звучало, но каждый герой берёт у тебя кусочек души. Мы часто шутим в конце съёмочной смены на площадке, что актёрские баночки уже пустые. Это когда ты уже потратил себя всего и уже не можешь ничего сыграть, когда нет энергии и сил. Ведь ты вкладываешься в этого персонажа… Я чаще всего соглашаюсь на положительных супергероев — чтобы ребята, в том числе и мой сын, которые смотрят на меня на экране, которые берут с меня пример, хотели поиграть в этих героев, которых ты создаёшь. Или на комедийного персонажа, на которого ты смотришь — и просто отдыхаешь и получаешь удовольствие. Вообще хочется снимать фильмы, после которых жить хочется. И это очень важно – снимать такие фильмы…
Переломы и не только
— Во всех проектах вы сами трюки исполняете…
— Да. Всегда сам трюки делаю…
— И при этом, я знаю, нередко травмируетесь…
— Точно. Вот вчера со второго этажа упал (показывает свои руки, локти с содранной кожей и синяками. – Прим. авт.). Не получился трюк…
— Вы неисправимы! Ведёте учёт травм?
— Много всего у меня было… Сломан нос, были выбиты зубы, здесь у меня шрам остался, я ломал ключицу, рёбра практически все ломал, мышцу рвал, был вывих шейки бедра, перелом колена, ступни повреждал, пальцы и так далее…
— Слушайте, может — ну их, эти трюки?
— Нет. Характер! (Смеётся.) Мне важно самому выполнить трюк. Мне кажется, что зритель, когда видит кадр — он всё равно чувствует: дублёр работает или сам актёр. В советское время многие артисты выполняли сами трюки и не боялись. Я думаю, что если суждено, то можно идти по ровной дороге — где-то оступиться или поскользнуться, и с тобой случится то же самое: ты точно так же можешь, например, руку сломать… Вообще я к травмам отношусь как к неким таким приключениям…
А теперь – про любовь
— Супруга, наверное, с ума сходит каждый раз, когда узнает о травмах?
— Я ей не рассказываю ничего. Большую часть про меня она не знает. И не читает и не смотрит мои интервью. Меньше знаешь — крепче спишь. Она уже, наверное, привыкла.
— А к поклонницам она ревнует?
— Посмотрите на меня: я бы на ее месте ревновал! (Смеётся.) А если серьезно – я не даю повода. Я когда приезжаю домой — у меня не работает ни телефон, ни социальные сети. Я такой – не интернетный человек, все реже и реже там появляюсь…
— И не выкладываете туда личную жизнь, кстати…
— Да, это моя принципиальная позиция. В моих социальных сетях — только работа.
— Почему?
— Знаете, почему актёров называли «звёзды»? Потому что до них реально было не дотянуться: мы видели их только на экране, боготворили их, подражали им, хотели их в пример ставить. А сейчас многие актёры, особенно молодые, показывают абсолютно всё, ездят на ток-шоу, где полощут грязное белье. На мой взгляд, это некое предательство профессии. Мы всё же должны быть примером для детей, для молодёжи. У каждого есть проблемы, свои скелеты в шкафу. Но я считаю, что мы в нашей профессии не имеем права всё про себя рассказывать. Я в социальных сетях и я в жизни – это два разных человека.
— Сколько лет с супругой вы уже вместе?
— В этом году будет 20 лет — мы с ней учились вместе.
— Секрет счастливого брака есть?
— Есть. Весь секрет — в любви…
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова и из личного архива Романа Курцына
(ИА «Столица»)