Алина Сергеева родилась в Челябинске, занималась там танцами, училась в театральной школе. А после приехала в Москву – и, став студенткой РАТИ, попала в руки мастера Геннадия Хазанова. Потом играла в театре и снималась в кино — миллионы зрителей ее знают и помнят по сериалам «Любимая учительница», «Сын за отца», «Культ», «Я оставляю вам любовь», телефильмам «Подлежит уничтожению», «Без колебаний», «Любовь под микроскопом», «Я рядом», фильмам «Напрасная жертва», «Пять лет и один день» и другим. А недавно она блистала на телеканале «Россия» в рейтинговом сериале «Эксперт»… Нам удалось побеседовать с актрисой и о ее героинях, и о ней самой.
Сыграть страдалицу
— Алина, в чем, на ваш взгляд, секрет популярности сериалов про «золушек» и «брошенок»?
— Видимо, у нас в менталитете заложено, что женщина — страдалица. Женщины смотрят сериалы, отождествляют себя с героиней — и верят, что и у них когда-то все будет хорошо. В ином сценарии на героиню столько всего «вешают»… Раньше я думала, что в жизни, при всем ее многообразии, такое вряд ли случится. Но сейчас погрузилась в мир мам на детской площадке — и слышу истории о том, что мужья обижают, беременность наступает не вовремя и неизвестно от кого, родители бросают детей, дети творят ужасное и им плевать на родителей…
— То есть, ваши героини в большинстве своем — обычные и типичные?
— Недавно проследила всю свою киношную карьеру и поняла, что многие мои героини — девушки с прекрасной душой, страдающие за весь мир. Хотя я в жизни — сильный человек, трудности меня не пугают, и я в любой ситуации не теряю оптимизма. Стала задумываться: почему же мне такие роли предлагают? Хорошо, закрепилось амплуа — но оно мне не нравится!.. В общем, надо разбираться, работать над собой!
— Получается?
— Вот в сериале «Почти вся правда» (его недавно показали на телеканале «Dомашний». – Прим. авт.) моя героиня — жесткая, решительная, такая «женщина-решала». И ее трансформация началась после предательства мужа.
Кстати, женщины после развода часто становятся успешными: высвобождается энергия, которая до этого поглощалась супругом. Ведь зачастую женщина вкладывает в отношения, а мужчина потребляет. В итоге женщина истощается. А когда женщина освобождается от груза — она энергию направляет на созидание. Если в семье гармоничные отношения — то и муж, и жена успешны…
Школьная любовь
— Помните ли вы свою первую школьную любовь?
— В классе всегда был влюбленный в меня мальчик — как правило, или лидер, или самый сильный, или умный… Мне было приятно, но не более…
— Вот и ваша героиня в сериале «Любимая учительница» не приняла влюбленность ученика…
— И я, Алина Сергеева, с ней категорически не согласна! Ульяна тоже же ведь испытывает чувства к Игнату!
— То есть, ей надо было…
— …просто поговорить с ним: «Ты классный парень, но надо подождать…». И уж никак не отталкивать! Походили бы, посмотрели друг другу в глазки — а потом, когда ему исполнится восемнадцать, взяться за ручки и поцеловаться. Никто же не запрещает общаться и дружить, исключая интимные отношения. Я верю в то, что встречаются две души — а они, как известно, без возраста. Некоторые встречаются на всю жизнь, а некоторые — только для какого-то опыта… Бывает всякое: свадьбы, разводы, жизнь без штампа, мужчина старше на 20 лет, женщина старше на 10… Главное — не нарушать законы, и без насилия. И у меня к Ульяне есть еще вопросы: что рядом с ней делает персонаж, называемый женихом? Да и потом появляется не лучше: бьет ее, оскорбляет… Женщина не должна терпеть такого отношения к себе!
— Но это же очень жизненная ситуация…
— Увы. И самое главное — что появление на горизонте принца ничего не исправит без проработки ситуации внутри себя с психологом…
Экстрим в прошлом
— Как я понимаю, вы — за разумное и поступательное движение без скандалов и истерик?
— С недавних пор мне кажется, что хорошо поругаться – это хорошее дело! Нельзя копить в себе эмоции: они должны проживаться, и если что-то не нравится, то надо – возможно, даже громко — заявить о себе и своей позиции. Конфликт — это отлично! Люди поругались — и избавили себя от болезней в будущем. А подавленные гнев и негативные эмоции разрушают здоровье. Я хочу быть искренней во всех проявлениях!
— Прямо манифест! Тогда предположу, что вы на рисковые шаги легко идете. Это так?
— Шла — до того, как родился сын (Ивану в июле исполнилось шесть лет. – Прим. авт.). Для меня не существовало ни границ, ни преград: ввязывалась в любой экстрим! Но сейчас я понимаю, что ответственна не только за себя, но и за сына. И если мне предложат супер-проект, но там будет хотя бы минимальный риск — я откажусь…
Воспоминание о балете
— Ваша героиня хирург Анна Протасова из фильма «Любовь под микроскопом» рискует, начав оперировать совершенно безнадежный случай…
— Любой врач будет бороться за своего пациента до последнего. В ее случае все «обычно»: приходит врач на смену, поступает пациент по «скорой» с травмами, возможно, несовместимыми с жизнью. Надо спасать! Да, не смогла — первый раз в жизни — но она сделала максимум из того, что могла…
— Как снимались сцены в операционной?
— Под чутким руководством хирурга. Если снимали какие-то манипуляции — он все показывал, вплоть до того, кто где стоит, что в какой последовательности происходит, какой инструмент и как взять…
— В вашей фильмографии есть сериал «Наследие», где ваша героиня Анастасия — прима-балерина…
— Тут пригодилось мое танцевальное прошлое. О том, что мне надо будет танцевать, я узнала незадолго до съемок. Нашла преподавателя и поставила задачу: мне за месяц надо встать на пуанты! Она меня «рвала» жестко, но очень результативно. Понятно, что я не сильно приблизилась к балетным, но руки танцевать могли, да и ноги, попавшие в кадр, не подвели. А партии не на общих планах танцевала настоящая прима-балерина…
Встречи с прекрасными
— Чем хороша профессия киноактера?
— Встречами! С прекрасными Светой Колпаковой, Олей и Таней Арнтгольц мы познакомились на съемках. Мне довелось поработать с Димой Марьяновым, Ией Саввиной, Сергеем Юшкевичем и Виктором Раковым на проекте «Слушая тишину», с Данилой Козловским (сериал «Покушение». — Прим. авт.) — и я получила огромное удовольствие, и человеческое, и профессиональное. Очень хотелось бы поработать с Эмиром Кустурицей. Да и с Ларсом фон Триером во времена расшатанной психики поработала бы — но сейчас подумаю… (Смеется.)
— И еще мне кажется, съемки дают возможность побывать там, куда бы сам не поехал…
— Точно! Благодаря съемкам «Я оставляю вам любовь», я познакомилась с Чехией. Побывав там, прониклась — и спустя время вернулась вновь. Съемки сериала «Снайпер. Оружие возмездия» проходили в Белоруссии — в Минске и Гродно. Очень душевные воспоминания! Нам на площадку привозили еду в огромных кастрюлях (обычно еду на площадку привозят в пластиковых контейнерах. – Прим. авт.), разливали половником в красивые тарелки — почему-то я вспомнила детский садик… Я никогда не мечтала оказаться в Баку, а со съемками побывала. Было очень красиво, и вид из гостиницы — такой, как будто она парит над морем…
Оставлять добрый свет
— Не секрет, что на съемках бывает очень напряженно. Как вам удается быстро восстановиться?
— Мне помогают вода и душевный разговор. Дома делаю солевую ванну и просто лежу — или иду потанцевать… Еще можно встретиться с подружками и поговорить, или в баньку, или в спа сходить…
— А если навалилось все и сразу и стоишь на распутье?
— Я ищу! Стараюсь посмотреть на свою жизнь, проанализировать и попробовать что-то новое, не упираться во что-то одно. Для меня это повод развиваться. Можно послушать Джона Кехо, записаться на вебинар, встретиться со своим любимым мудрым педагогом…
— Кстати, а почему вы ушли из театра?
— Не хотелось привязанности, я — свободолюбивый человек! На съемочной площадке все проще: отсняли проект и с кем подружились — остались друзьями, а с кем-то разошлись и больше не встретимся… Мне хочется жить сейчас, жить полноценной жизнью — чтобы потом, обернувшись назад, сказать себе: чем я жила, что я сделала за свою жизнь, чем наполнила себя, своих детей, близких… Хочу принимать участие в том, что оставляет добрый свет в сердцах и душах…
Светлана Марголис, фото из личного архива Алины Сергеевой
(ИА «Столица»)