Илья Лагутенко пообщался с журналистами буквально за полчаса до своего выступления на Первом музыкально-кулинарном фестивале «Сибирьфест». Лагутенко был яркой кульминацией семичасового действа с красочной интерактивной свадьбой, спортивными состязаниями, мастер-классами по правильной прожарке мяса и быстрому приготовлению вкусных блюд. Многие фанаты встретили своего кумира на забитом до отказа аэродроме аэропорта «Северный» в оригинальном имидже неформалов, который им создали стилисты в Beauty-зоне.
Рыбак навеки
Название группы не имеет отношения ни к «няшным» сюсюканиям типа «ми-ми-ми», ни к рогатым троллям, ни тем более к сетевым провокаторам, развлекающимся троллингом, объяснил Илья Лагутенко:
«Будучи подростками, мы мечтали жить вечно. А над кем не властно время? Над египетскими мумиями — они хранятся тысячелетиями. И изначально, на заре создания группы (тогда Лагутенко было 14 лет — ред.) мы использовали производное слово от «мумий» — «Мумми». Вторая часть нашего названия тоже не от основы «тролль». Она ближе к рыболовному термину (от англ. trall – ловить рыбу на блесну)».
Имя группы оказало свое энергетическое воздействие. Во-первых, на ее долгое существование (в этом году коллективу исполнилось 33 года).
«Сам удивляюсь, во что вылилась моя детская забава, которую и учителя, и родители, и я сам воспринимали именно так. К тому же те условия, в которых мы жили, были против того, чтобы нам сегодня увидеться в той роли, в какой я здесь выступаю. Этот счастливый случай мне самому, конечно, нравится. Но жизнь загадывать и далеко планировать сложно», — сказал Лагутенко.
Во-вторых, Дальневосточный округ оказал сильное влияние на творчество коллектива:
«Мы долгое время жили и работали на Дальнем Востоке. Музыканты нашей группы, и я тоже, служили на Тихоокеанском флоте (Лагутенко нес службу в морфлоте, на засекреченном острове — ред.). А наш барабанщик Олег Пунгин даже работал в ансамбле Тихоокеанского Краснознаменного флота».
В дальнейшем Илья окончил Дальневосточный государственный университет по специальности «Страноведение» (востоковедение и африканистика). Он — Почётный гражданин Владивостока, кавалер ордена «За заслуги перед Владивостоком» первой степени.
Материализовать слова
Лагутенко неожиданно сам для себя и очень давно доказал, почему именно Владивосток должен появиться на новой купюре. Новый символ города — мост через бухту Золотой Рог — владивостокцы хотят видеть на новых двухтысячных купюрах Банка России, аргументируя это завоевавшей популярность песней «Мумий Тролля» «Владивосток—2000».
«Когда сочинял эту песню, невозможно было даже представить, как эта песня потом заденет людей, и что они ее даже свяжут с оформлением новых банкнот», — удивлен Лагутенко.
Чрезмерная активность
Влияние на культуру православных активистов не всегда обоснованно, считает музыкант. Он вспомнил их противодействие концертам в России эпатажной американской группы Мэрилин Мэнсон. Также ультиматум Сергею Шнурову — не исполнять на больших сценических площадках песню «В Питере — пить». Один из чиновников за высказывание, что эта песня пропагандирует Питер как туристическую столицу, вскоре поплатился своей должностью.
«Иногда эти православные активисты уж слишком активные», — заметил Илья Лагутенко.
Развиваться всесторонне
Лагутенко считает, что всё больше молодых увлекаются классической музыкой:
«Они разбираются в этих серьезных произведениях и с удовольствием их слушают. А вот большинство представителей старшего возраста — у меня такое впечатление — остались в «Старых песнях о главном». И больше там ничего не происходит».
Такая тенденция сильно отражается на культурном информполе, продолжил Лагутенко. Главные телеканалы заполнены этой «востребованностью» (и в смысле песен, и в смысле фильмов). Подобное «засилие» ограничивает возможность жанрового и культурного разнообразия, способность правильно понимать, обмениваться свежими идеями, заглушает любознательность, любопытство:
«А у 17-летних важно развивать эти качества, а не тормозить их только культурой 1970-х».
Таланты и известность
Молодым певцам и музыкантам сейчас легче о себя заявить благодаря социальным сетям, отметил Лагутенко:
«Выложили свой ролик в интернет — и благодаря многочисленным перепостам его увидят, послушают многие. Потом начнут узнавать, приглашать выступать на мероприятиях. Вплоть до двухтысячных в рок-клубах в лучшем случае собиралось полсотни зрителей — поклонников этого музжанра. Сейчас благодаря перепостам афиш, формированию в соцсетях групп у любого начинающего коллектива больше возможностей достучаться до людей. В Новосибирске много интересных артистов. Может, они не могут раскачать 10-тысячную аудиторию. Но, по крайней мере, нужно дать возможность им показать себя на большой сцене».
Илья Лагутенко — основатель и куратор музыкального фестиваля V-ROX — уже четвертый год приглашает коллективы со всего мира:
«У нас и из Новосибирска ребята были. Но основную проблему обмена артистами создает логистика. Из Новосибирска хотя бы на Алтай, в Томск, в Кемерово можно на машине доехать. А из Владивостока очень проблематично добраться даже до Хабаровска, я уже не говорю о Камчатке и Магадане. И такие нестыковки в организации нашего совместного существования потом отражаются на том, что что-то мы не дослушали, что-то не увидели — просто потому, что не смогли. Хотя замечательных артистов, правда, не широко известных, очень много».
Судьба четвероногого друга
Лидер группы «Мумий Тролль» — представитель России в Международной коалиции по защите тигров (International Tiger Coalition).
«Леопардов всего-то в мире несколько десятков осталось», — уточнил Лагутенко.
В 2014 г. в национальном парке «Земля леопарда», находящемся под патронажем Президента РФ Владимира Путина (парк расположен на территории заповедника «Кедровая Падь» в Хасанском районе Приморского края — ред.) Илье предложили выбрать имя для новорожденного леопарда:
«Хотелось, чтобы его имя ассоциировалось с одним из альбомов нашей группы — «Меамуры». Вот я и назвал его Меамур. Меня называли крестником Меамура. Всегда, приезжая в Приморье, я навещал его. А в прошлом году автомобиль сбил Меамура. Мне, моей семье и нашей группе Меамур был как родной. Он очень красивый, дикий и свободный. И произошедшая трагедия снова заставляет задуматься, как вместе уживаться человеку и дикой природе. Долго невозможно было смириться с мыслью о том, что курируемый «Мумий Троллем» леопард погиб под колесами автомобиля».
Музыкальная фантасмагория
Больше года (14 месяцев — ред.) группа «Мумий Тролль» провела в кругосветном путешествии. Преодолевая расстояния на самом большом в мире паруснике «Седов», построенном в 1921 г. в немецком городе Киле, музыкантам удалось увидеть 24 страны мира и дать концерты в 32 портах. Спустя три года после возвращения группы из кругосветки появился результат этого путешествия — фильм «SOS Матросу!».
«Для нас путешествие, в котором мы совершенно в новой ситуации раскрыли правду и о себе, и о нашей музыке, стало большой декорацией к происходящему в фильме, — отметил Лагутенко. — Я расцениваю фильм не как документальный. Это музыкальная фантасмагория».
Сценарий написан самими музыкантами. Бюджет тоже исключительно сбережения группы:
«Мы зарабатывали деньги на гастролях и вкладывали их в производство фильма. Барк «Седов» взял нас на борт бесплатно. Пока, вернувшись из путешествия в середине 2013-го, мы занимались монтажом фильма, даже не предполагали, что столько принципиальных событий за три года произойдет в мире».
Премьера фильма состоялась в московском кинотеатре в начале июня 2016-го. Вскоре его увидят жители Владивостока в рамках V-ROX, который откроется меньше чем через неделю:
«Пока это фестивальные показы. Но уже интерес к фильму проявляют телеканалы и кинотеатры. Надеюсь, картина попадет к широкому зрителю».
Эльвира Корченко
Фото автора