Заместитель декана факультета политики и международных отношений РАНХиГС Александр Барсуков считает, что такой показательной «поркой» чиновников государство демонстрирует, что оно отнюдь не потерянный политический автор. И оно жестко контролирует мораль политической игры:
«Во многих регионах уже давно необходимо пристально присмотреться к тому, что происходит внутри регионального политического процесса. А задержание федерального министра — следствие позиции многих участников федеральной политики. Многие из них хотели бы контролировать государственный пакет «Башнефти». Кроме того, высшая власть напоминает, что «Роснефть» принадлежит государству, а не министрам и исполнительным директорам (главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин — ред.).
Александр Барсуков не думает, что задержание крупных чиновников станет всеохватным фоном для России:
«Но это говорит о том, что Кремль следит за тем, что происходит в регионах, делает соответствующие выводы и по их результатам действует».
Заведующий кафедрой правовых и социальных наук НГУ Алексей Осипов рад, что государство принимает меры, чтобы заблокировать все «тормоза» развития российской науки и техники:
«Коррупция — это даже не взяточничество, это порча государственного аппарата. Коррозия и коррупция — слова однокоренные, — объяснил Осипов. — Пока крупные чиновники набивают себе карманы, давая зеленый свет «подмазавшим» им предпринимателям, другие крупные бизнесмены вынуждены регрессировать. Это представляет большую угрозу для государства. Теперь оно стало использовать свою силу не только в педагогической, медицинской среде, где выявляло и подавляло коррупционную составляющую. Высшая власть России решила по крупному бороться с коррупцией, взяв пример с Китая. В КНР чиновнику-коррупционеру, вину которого удается доказать, суд назначает высшую меру наказания — смертную казнь. В России такое наказание неприемлемо. Но России не хочет допустить сценария Майдана. Ведь одна из причин того, что мы там сейчас видим, заключается в коррупционном поведении политической верхушки Майдана».
Председатель фонда «Гражданский патруль» Ростислав Антонов считает, что происходит процесс самоочищения власти. Он начался с чиновников, потом дошел до мэров, губернаторов. А вот теперь взялись и за федеральных министров:
«Этот процесс нужный и неизбежный для нашего государства. У нас настолько власть в определенный момент деградировала (начало-середина 2000-х), что вначале нужно было систему государственной власти восстановить, а потом уже делать выводы и искоренять тех, кто пронизывает органы государственной власти сверху. Процесс будет продолжаться. Он правильный. Хорошо, что дошли до министров».
Для депутата Новосибирского горсовета, единоросса Игоря Салова задержание кузбасских чиновников и федерального министра не стало неожиданностью:
«Для людей, которые осведомлены об уровне коррупции в высших эшелонах власти, это не явилось нонсенсом. Мы прекрасно знаем, как чувствуют себя чиновники и топ-менеджеры в Москве и Санкт-Петербурге. Мы прекрасно знаем размеры откатов, условия получения разных субсидий, льготных условий».
Вывод, реальная ли это борьба с коррупцией или компанейщина, пока делать рано, считает Игорь Салов.
Возможно, разговоры либералов и оппозиционеров, что власть только имитирует борьбу с коррупцией, и явилось поводом таких «показательных выступлений», рассудил он:
«Нужны были доказательства, пара таких фактов. Вот этих нечистоплотных чиновников, которые выступили сакральными жертвами, и бросили на драку собакам. Чтобы потом либералы и оппозиционеры сказали: «Здрасьте! Какая это имитация! Вот совершенно реальные дела».
Что касается ситуации в Кузбассе, то, предполагает Салов, представших перед правосудием губернаторов (Сахалина, Кировской, Новосибирской областей), возможно, оказалось недостаточно. Есть те, кто требуют углубить и расширить число уголовных дел, связанных с губернаторами.
«Но скажу одно — масштаб впечатляет. На самом деле ничего подобного не происходило. Также отмечу прекрасную работу спецслужб. Я очень надеюсь на то, что это реальная борьба. Мы знаем, что происходит там — в коридорах власти. И всем бы хотелось, чтобы когда-то этому был положен конец».
Главное, чтобы мы не оказались свидетелями новых массовых политических репрессий в процессе борьбы с коррупцией и прочими пороками общества в очередной своей истории, поднятой на дыбы.
Эльвира Корченко
Фото: Znak.com и предоставлены комментаторами