— Согласно результатам исследования, проведенного «Яндексом», главными региональными событиями года, интересующими новосибирцев, стали переход на летнее время, открытие аквапарка и дельфинария. А какие темы были наиболее актуальными в уходящем году на ваш взгляд?
— Аквапарк — это, конечно, хорошо. Но, на мой взгляд, самыми важными являются темы, определяющие жизнь нашего города и региона. В повестке горсовета, к примеру, есть такой вопрос «О ходе достижения стратегических целей устойчивого развития города Новосибирска». Есть и соответствующая программа. Так вот, выполнена она на 53%. Ставят оценку «удовлетворительно». Спрашиваю: «Почему? Если у нас ряд показателей даже ниже уровня 2010 года?» Говорят, что считают это нормальным. То есть выходит, что построили дом наполовину и говорим сами себе: «Ну ничего, нормально сработали». Мне кажется, это уже чересчур.
Мосты и мостостроители
— Одной из самых обсуждаемых тем уходящего года стал вопрос о строительстве четвертого моста через Обь. В частности, модель финансирования строительства с какими-то безумными гарантиями концессионеру. Затем сумму вроде бы снизили. К чему мы пришли на текущий момент?
— Слава богу, хоть цену изменили.
— Но документ есть?
— Нет. Но 91 млрд. рублей гарантий, как было в первоначальном варианте, уже точно не будет. Последней называлась сумма в 54 млрд. рублей. Вероятно, она и останется. На 37 млрд. снизили. Достижение. Правда, возникает другой вопрос: а как вообще считали? Говорят, что 91 млрд. — это была максимальная сумма. Разом взяли — и изменили на 37 млрд. Ничего себе, ошиблись немного… Заложили доходность в 70%! Нет, ну может быть минимальный гарантированный доход выше ставки рефинансирования, пусть даже выше банковских кредитов, немного. Но нельзя же из бюджета гарантировать инвестору сверхдоходы. При стоимости контракта в 54 млрд. рублей доходность при самых ущербных расчетах получается на уровне 44%. На мой взгляд, минимальный гарантированный доход должен быть не более 20%.
— При таких раскладах мост строить нужно, с вашей точки зрения?
— На мой взгляд, мост нужен, конечно. Но в первую очередь необходимо сосредоточиться на Восточном обходе. Во вторую очередь — строить мост, который через центр города не едет. А находится на генплане в створе ул. Дуси Ковальчук.
— До последнего времени среди интересантов строительства моста называлась компания «Сибмост», которая пытается взыскать с Новосибирска 2,5 млрд. рублей за строительство Бугринского моста…
— На этапе конкурса «Сибмост» снизил цену контракта практически на те же 2,5 млрд., которые требует сегодня. А также сократил вдвое срок работ. Считаю, что благодаря этому компания и выиграла конкурс. А потом заявляет: «У меня не получается в два раза быстрее и за эту сумму, давайте изменим». А для чего мы тогда проводили этот конкурс? Так любой может снизить сумму и сроки, а потом начать говорить об издержках и требовать компенсации от заказчика. Плюс ко всему там ведь был еще и аванс, который даже не оговаривали. Мне удивительно, почему никто из участников конкурса на эту тему не возмутился.
— Каковы перспективы Новосибирска не платить эти 2,5 млрд. рублей «Сибмосту» после решения Арбитражного суда Новосибирской области в пользу истца?
— Должен же быть какой-то здравый смысл. Считаю, что мэр города в связи с этим решением должен стучаться во все двери. Ехать к президенту. В правительство. Обращаться в коллегию Верховного суда, говорить — вы разберитесь, как у вас судья принимает решения. И делать этот процесс максимум публичным. Ну не может судья подменять собой закон. Понимаю, конечно, что у нас судьи независимые. Но должна быть и серьезная ответственность. Они ведь вершат чужие судьбы. И наказание за нарушение закона для судей должно быть гораздо выше, чем для простых людей. Так или иначе, уверен, что отдавать эти деньги «Сибмосту» нельзя.
Тарифы и бюджет
— Насколько, по-вашему, обоснованным является вероятное повышение тарифов на коммунальные услуги на 15%? Окончательно решение пока не принято. Свою проверку проводит прокуратура. Тем не менее региональные власти настроены в этом отношении решительно.
— Я, к сожалению, не присутствовал на сессии горсовета, где согласовывалось постановление губернатора. Но если бы и присутствовал, то от голосования воздержался бы по одной простой причине — вопрос повышения тарифов должен был обсуждаться еще в начале года. Кто бы что не говорил, работа «Горводоканала» эффективна и у него самый небольшой тариф. Что касается энергетиков, здесь, конечно, на мой взгляд, вопиющая ситуация — рост на 15%, при том что себестоимость работ снизилась! А еще есть куча непонятных договоров на десятки миллионов рублей. При этом львиная доля информации вообще закрыта. Но мы же им платим. Расскажите, на что пойдут наши деньги? Мне кажется, что 15% — это, конечно, перебор. К тому же в абсолютных величинах цифра платежей «Сибэко» — самая большая единица в квитанции. Это около 65% в структуре коммунального платежа. Нам говорят об износе сетей на 70%. Знаете, я 12 лет назад стал депутатом и 12 лет назад услышал, что у нас очень большой износ сетей. Был 65%, сейчас стал 69. Ежегодно тарифы прибавляем. А толку? Конечно, нужно пересматривать индексацию тарифа и определять адекватную инвестиционную составляющую в нем.
— На запрос нашей редакции в «Сибэко» отвечали, что в тарифе на 2016 год заложено 3% на ремонт сетей.
— 3% на ремонт сетей и 4% на аудит. Нормально? Нет, ремонт сетей должен быть более широкомасштабным.
А еще в обозримой перспективе вырастут цены на вывоз мусора. Многие сейчас возмущены ростом тарифов на воду и отопление. Но о мусорной концессии — тишина. А вот когда всем начнут приходить новые счета на вывоз мусора, тогда и вздрогнем. И к тому же концессионер уже все построит — полигоны и заводы. И нам скажут: «Извините! Мы все живем в цивилизованной стране, мусор сортируем, как положено». Не знаю, правда, что от этого изменится для нас с вами.
— Как вы оцениваете бюджет Новосибирска на 2017 год? Всего 900 млн. рублей в так называемом бюджете развития…
— Если мы урезаем расходы в плане обеспечения материально-технической базы детских садов и школ, расселения ветхого и аварийного жилья, то, наверное, неправильно увеличивать общегосударственные расходы и расходы на обеспечение муниципальных учреждений. Работала комиссия по оптимизации таких расходов. Но в итоге вместо 2,7 млрд. рублей стало 2,9. Дооптимизировались…
С увеличением расходов растет долг. Мы планируем увеличить кредитный лимит еще на 800 млн. рублей. Новосибирск становится убыточным предприятием. Нужно менять подходы. Деньги в бюджете найти можно, просто расходовать их нужно правильно. Мы в партии «Родина» в следующем году предложим альтернативный бюджет. Посчитаем, какой должна быть структура мэрии. Какие должны быть затраты. Администрация должна быть сокращена. Специалистам необходимо платить нормальные деньги. Это бесспорно. Ведь если мы хотим, чтобы на работу в мэрию шли хорошие специалисты. должна быть и адекватная заработная плата. Но раздутый штат необходимо сокращать. Пока он только растет. Одно помещение, второе, третье. Сколько мы занимаем помещений? Дом быта уже весь отдан администрации города.
А из чего, помимо налогов, формируется бюджет? Из продажи земельных участков и иной муниципальной собственности. Получается, все, что мы сейчас имеем, мы распродаем. А когда распродадим все, за счет чего будет формироваться бюджет? Нет ресурсов. Что будем делать? Мэрию распустим и объявим город банкротом?
Второй момент. Мы и сегодня землю продаем по убыточным для себя ценам. К примеру, есть участок земли в 1 га. На котором можно построить условные 12 тысяч кв. м жилплощади. По нормативам здесь же должны появиться новые места в детском саду, школе, должна вырасти мощность местной поликлиники. Все это стоит определенных денег. Нам говорят, мол, есть рыночная цена. Но нет никакой другой рыночной цены, кроме той, что сформировалась в результате торгов. А в эту цену должны быть заложены все издержки. И все вместе — это минимальная стоимость участка. И если участок продается дешевле этой стоимости, город терпит убытки. Понимаю, что при таком подходе много земли не продать. Но мы не должны работать в убыток. А через год-два спрос возобновится. Все поймут правила игры и будут брать землю и строить. Земля-то в Новосибирске кончается.
— И как быть?
— Вернемся к налогам. У мэрии есть налог на доходы физлиц (НДФЛ). Это практически единственный налог, есть еще на имущество небольшой, который поступает в мэрию. Необходимо возвращать хотя бы тот НДФЛ, который у нас был. И убеждать на федеральном уровне, чтобы и другие налоги вернули. Нам же самим на местах важно осуществить полную модернизацию всей системы управления.
— Уходящий год был сложным, но перед Новым годом хочется надеяться на лучшее.
— 2016-й хоть и был високосным, тяжелым, но все же хорошим годом. Проблемы есть. Но, главное, что мы понимаем — их пока еще можно решить. Надеюсь, что в следующем году мы как раз и начнем их решать. А не только называть. Мне кажется, что город и область вполне могут развиваться без всяких сомнительных концессионных соглашений. У нас богатейшая область. У нас самый большой муниципалитет в стране. Нам нужно держать это знамя, а не просто выживать. Важно не бояться говорить о проблемах на всех уровнях.
От всей души поздравляю всех с наступающим Новым годом и желаю, чтобы в новом году у нас все было гораздо лучше. Думаю, что так оно и будет.
Павел Быковских
Фото предоставлено Вячеславом Илюхиным