Депутат Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко (КПРФ) считает, что иногда только серией протестных акций народ может добиться справедливости по отношению к себе. Но в серии митингов против повышения тарифов уже налицо чисто политическая борьба:
«Когда партии-организаторы митингов лишний раз заявляют о себе, тут уже больше политикой пахнет. А сам факт, что люди протестуют против, например, поднятия тарифов ЖКХ, это естественно. Только дело в том, кто этот протест оседлает».
По мнению законотворца, можно было вообще обойтись без повышения тарифов и на федеральном уровне.
«В сумме каждого тарифа (за электроэнергию, за горячую и холодную воду, за тепловую энергию) сидит 18 % НДС. НДС — это большей частью федеральный налог — деньги, которые уходят в Москву. Уберите этот НДС, у вас сразу тариф упадет на 18 %. Почему бы это не пересмотреть? А то не совсем красиво звучит. Вроде мы переживаем за всех вас, но мы с вас всех берем налог в доходную часть. Мы зарабатываем на каждом жителе, на каждом кубометре, на каждом киловатте», — говорит политик.
Митинги проводить в Новосибирске нужно, уверен Агеенко. Именно серией массовых протестов удалось добиться возвращения в 2012 г. новосибирским пенсионерам льготного проезда. Завалив депутатов обращениями по поводу введения в 2013 г. завышенной платы на общедомовые нужды, жители вынудили народных избранников пересматривать это новшество на заседаниях комитетов и на сессиях:
«И на губернатора Юрченко по этому поводу давили. Так ведь отстояли же в конце концов! Он изменил свои приказы. Снизили ОДН и на горячую воду, и на холодную. А вот на электроэнергию ОДН так и остался завышенным».
Депутат горсовета Новосибирска Леонид Рыбин (ЛДПР) также с недоверием воспринимает те митинги, где, взяв за основу проблему большинства, выступают те, кто хочет лишний раз заявить о себе на политической арене:
«Когда из Москвы в Новосибирск на митинг, который они даже не организовывали, приезжают те, кто планирует баллотироваться в президенты России, это уже попахивает нехорошим делом».
Но если власть не слышит и не идет ни на какие уступки, народ вправе выдвигать свои требования публично, считает Леонид Рыбин:
«Каждый же свою копеечку считает. Если бы ежегодно пропорционально росли пенсии и зарплаты, народ так бы не возмущался. А когда уже петлю на шею надевают и вынуждают пенсионеров подрабатывать — тех, кто еще в состоянии, то областным властям уже нужно задуматься над тем, насколько можно повышать тарифы».
Его коллега Александр Савельев (СР) поддерживает митинги, которые проходят по волеизъявлению граждан, но не как «акции под маской митинга, которые готовят заинтересованные попиариться, вызвать к себе расположение новосибирцев».
«Митинги — это инструмент волеизъявления граждан в демократическом государстве, несогласие с принятыми ветвями власти решениями. Но зачастую митинги используют как инструмент давления на власть», — считает он.
Народный избранник не уверен, что собранные на митингах тысячи подписей жителей Новосибирска доходят до президента или премьер-министра:
«Подписи собираются, заявления направляются. Но у нас вертикальное построение власти. И это письмо, адресованное президенту, еще в кремлевской канцелярии опускается исполнителю по вертикали власти. Эти письма должны рассматривать люди на местах. Потому что федеральной власти заниматься вопросами отдельно взятого муниципального образования некогда. На них все-таки и внешняя политика, и внутренняя политика всего государства».
При этом, считает Савельев, собрать на митингах подписи под заявлением — действенный метод для того, чтобы поставили на контроль решение того или иного вопроса.
Депутат горсовета Новосибирска Дмитрий Курбатов (ЕР) считает, что волна митингов в Новосибирске происходит из-за того, что не сразу получается найти точки соприкосновения между местной властью и народом:
«Любой человек, участвующий в митинге, приходит на него не просто так. Он хочет поставить на вид и отстоять свою точку зрения. Другой вопрос — что будет дальше, после митинга? Надо, чтобы власти рассмотрели требования жителей более тщательно, детально, грамотно в них разобрались. Народ требует. Но нужно, чтобы власти и народ услышали друг друга и в чем-то пошли друг другу навстречу».
Наиболее популярной темой новосибирских митингов в последнее время стал вопрос о 15-20-процентном повышении тарифов ЖКХ. Против столь стремительного удорожания коммунальных услуг новосибирцы выходили на площади уже пять раз. На 25 марта заявлена очередная акция. Последний митинг на эту тематику собрал максимальное со времен «страстей по «Тангейзеру» количество людей. Тем не менее самым массовым публичным действом последних выходных стал не митинг рассерженных горожан и не официальное мероприятие по случаю годовщины «Крымнаш», прошедшее на том же месте днем ранее. А розыгрыш автомобиля, собравший тысячи людей на парковке у магазина на ул. Нарымской и спровоцировавший транспортный коллапс на ближайших улицах.
Эльвира Корченко
Фото автора и предоставлены комментаторами