— Что сегодня представляет собой набережная и действительно ли можно говорить о ее деградации?
— Набережную можно разделить на четыре зоны. Первая — развлекательная — между метро и гостиницей River park. Долгое время это место заполняли кафе, рестораны, аттракционы, объекты нестационарной торговли. Предприниматели старались занять самые проходные места, ради этого часто создавали препятствия для пешеходных потоков. Самое ценное здесь — большое пустое пространство, которое вполне можно использовать под различные некапитальные объекты. Эта часть набережной имеет хорошую транспортную доступность, она не слишком озеленена и активно посещается. Она вполне может остаться развлекательной. Но её нужно сделать такой, чтобы не ощущалась атмосфера ни голодных 90-х, ни бедного СССР.
Вторая часть набережной — тихая зона — от парка «Городское начало» до Коммунального моста. Она используется как прогулочная. Основной поток людей проходит по террасе вдоль Оби. Там есть еще две аллеи, одна из которых сильно запущена, там асфальт стерся до основания. Центральная аллея тихой зоны упирается в никуда, она не связана с парком, и человеку, прошедшему по ней, приходится возвращаться в исходную точку. Здесь нужна продуманная сеть прогулочных дорожек. Эта часть набережной вполне может нести и культурно-информационную нагрузку. Вдоль центральной аллеи уместно расположить небольшие точки притяжения, скажем детскую площадку, пункт проката велосипедов, место для пикников. Не помешало бы продумать систему освещения.
Для коренных жителей Большевистской набережная заканчивается не у гостиницы River park, а в районе бывшего оптового рынка. Это тот самый отрезок, где сейчас условно строится «Снежная миля». В 1960-х здесь был частный сектор, постоянно разрастался овраг. Потом частный сектор снесли и долго решали, что с этим местом делать и нужно ли здесь что-то строить. В итоге было решено просто укрепить склон. Здесь высадили шесть видов деревьев. Сейчас ничего этого нет. Думается, самое время изъять землю из аренды у «Снежной мили» из-за трещины на Большевистской и вернуть эту территорию в статус набережной. Нужно укреплять склон, там текут грунтовые воды.
Есть еще одна «невидимая» часть — дикая набережная. Про нее мало кто знает. Она тянется неблагоустроенными отрезками от долгостроя «Сибирской ярмарки» до микрорайона Европейский Берег. Облагородить ее будет недешево, но нужно сохранить принципиальную возможность её благоустройства и присоединения к основной набережной.
— Проблема набережной, помимо прочего, заключается еще и в низком трафике. Как его можно повысить?
— Такая проблема, безусловно, есть. И возникла она из-за того, что два выхода с набережной перекрыты. Сейчас попасть на набережную можно только от станции метро. Людям, которые гуляют на набережной, приходится возвращаться к тому месту, откуда они пришли. Вход на набережную со стороны Южной площади стал крайне неудобным посте строительства развязки. Сейчас, чтобы попасть к воде, приходится идти по узкому тротуару, лавируя между киосками и пассажирами Автовокзала, потом нужно перейти дорогу через три светофора. Это не прогулка, это неприятно. Так не гуляют. Получается, что набережная крайне слабо связана с центром города.
В другом конце набережной раньше был выход на улицу Добролюбова в районе остановки «Гостиница «Обь». Раньше люди спускались на набережную от метро, гуляли, поднимались к остановке, садились в транспорт и уезжали. Сейчас этот выход перекрыт стройкой «Снежной мили» (а я бы сказала, перспективным долгостроем). Главное условие привлечения людей на набережную — обустройство удобного маршрута из центра и выхода к транспорту в конце набережной.
— На набережной должно быть комфортно и маломобильным гражданам. Как это место сделать таковым?
— Для маломобильных граждан необходимо три типа инфраструктуры. Первая — качественное ровное покрытие. Для этого вполне годится асфальт. Тротуарную плитку для этих целей также можно использовать, но хорошая нескользкая плитка обычно дороже, и за ней необходимо постоянно следить. Второй тип инфраструктуры — преодоление перепадов высот, правильно обустроенная система пандусов и лифты. Третий тип инфраструктуры — навигация. Ей обычно уделяется мало внимания, но человеку, который не может себе позволить пройти сто метров и уткнуться в тупик, важно понимать, где в данный момент он находится и где есть выход. Третий тип инфраструктуры не столь дорогой, но требует продуманности и внимательности.
— По поводу обустройства парковок на набережной звучит много противоречивых мнений. Одни говорят, что они нужны, другие — нет. Каково ваше мнение на этот счет?
— Если мы говорим о парковках, нужно понимать, что чем больше мы их создаем, тем больше на них претендует машин. Когда в каком-то месте создается дополнительная инфраструктура для автомобилей, она не разгружает ситуацию с пробками, а всегда усугубляет ее. Парковки на набережной не должны быть постоянными, нужна организация временной парковки во время массовых событий. Целесообразно, чтобы люди приезжали сюда на общественном транспорте.
— На проектном семинаре прозвучала мысль, что фан-зона не вписывается в концепцию набережной и размещать ее в тихой зоне нецелесообразно. Какова ваша точка зрения на этот вопрос?
— Фан-зона предполагает шумный отдых. Для ее организации нужно большое пространство и удобный маршрут с остановок общественного транспорта. Изо всех частей набережной, где возможно обустройство фан-зоны, больше всего подходит место между метромостом и гостиницей River Park. Тихая часть набережной больше предназначена для прогулок и семейного отдыха. И нет смысла смещать фан-зону, когда под нее уже есть более подходящее место.
Размещение экрана и мест для болельщиков на баржах, на первый взгляд, звучит несколько утопично. Но в дореволюционной России и Советском Союзе мероприятия на баржах были широко распространены. Салют с баржи организуется и сегодня. Просто у нас сложилось впечатление, что баржа — это что-то старое и ржавое. Но это не обязательно так.
Фан-зона будет работать только во время чемпионата. Если под нее делать наземную инфраструктуру, это означает вырубку деревьев, потому что на набережной нет такой большой площадки, которая одновременно вмещала бы десятки тысяч человек. Для временных мероприятий имеет смысл обустраивать временные объекты.
— Не получится ли так, что после чемпионата мира по футболу набережная вновь начнет деградировать?
— Любой парк начинает деградировать, если о нем забывают. Если удастся за счет обустройства набережной к чемпионату повысить ее качество, то место будет вполне привлекательным для людей, развлекательных комплексов, различных мероприятий и концертов. Будучи привлекательной для пешеходов, она будет привлекать и инвесторов.
Александр Ярошевский
Фото: (1) предоставлено Олесей Вальгер, (2—9) — НДН.инфо