27 марта Новосибирский областной суд отменил приговор суда первой инстанции и отправил дело на новое рассмотрение тем же судом, но уже другим составом. Дело касается известной четверки: экс-замначальника управления по жилищным вопросам мэрии Новосибирска Андрея Гудченко, директора агентства недвижимости «Новосибирский дом» Павла Селякина, риэлтора Людмилы Епихиной и оценщицы Валерии Селякиной. Гудченко в декабре прошлого года был осужден на восемь лет лишения свободы и штраф в размере 1 млн рублей, Селякин — на семь лет лишения свободы и штраф в размере 700 тысяч рублей. Оба фигуранта также освобождены из-под стражи под подписку о невыезде. Селякина и Епихина получили условные сроки.
Насколько распространена практика отмены столь громких приговоров и что теперь грозит фигурантам дела — бывшим работникам мэрии и риэлтерского агентства, поинтересовалась корреспондент НДН.инфо.
«Для меня это загадка, что по такому громкому делу, в котором были задействованы такие силы, такие специалисты — работники департамента мэрии, получавшие в муниципалитете свои зарплаты, — вдруг отменен приговор. Я считаю, что это вопиющий случай с точки зрения работы государственного аппарата в лице судебной системы», — сказала управляющий партнер новосибирской юридической компании Инесса Рябинина.
По словам Рябининой, практика показывает — если отменяется приговор с реальными сроками наказания и где осужденный после оглашения приговора был под стражей, то впоследствии рассмотрение дела происходит чаще всего в сторону либерализации.
«При новом рассмотрении дела вряд ли будет мера наказания, связанная с лишением свободы. Молодцы адвокаты! Хорошо поработали», — заключила Рябинина.
Странным и неожиданным показалось решение Новосибирского облсуда и юристу Игорю Колодникову:
«Не понятно. Такое громкое дело! Столько много обвинений, уже чуть ли не приговоров на стадии следствия. И вдруг даже не кассация и не Верховный суд, а апелляционная инстанция отменяет приговор районного суда».
Колодников даже усомнился в профессиональной грамотности сотрудников, занимавшихся делом «1500 квартир»:
«Ладно бы еще квалификацию поставили не ту, а вот провести процесс с нарушением процессуальных норм, конечно, нонсенс. Либо квалификация страдает, либо вообще спустя рукава работали. По идее тут судейское сообщество должно задуматься над уровнем тех судей, которые занимаются такими громкими делами. При этом должна задуматься и прокуратура, которая готовит эти дела».
Он также считает, что теперь следует ждать более мягкого приговора:
«По моим наблюдениям, чем больше дело ходит туда-сюда, не видя своего логического конца, тем быстрее оно разваливается».
Юрист Сергей Николаев не удивлен решению облсуда:
«Дело сложное, дело большое, дело неоднозначное. Поэтому меня не удивляет, что апелляция усмотрела какие-то нарушения. Не скажу, что это нормально. Такое редко, но бывает».
Юристу Кириллу Кузнецову не понятно, по чьей жалобе отменили приговор Дзержинского суда:
«По очень слабым косвенным признакам вроде бы по жалобе защиты — основываясь на изменении меры пресечения в виде домашнего ареста вместо колонии. Может, облсуд указывает на переквалификацию на какую-то более мягкую статью. Соответственно, это влечет за собой и смягчение меры пресечения. Хотя я этого не гарантирую. Такое бывает. Нельзя сказать, что часто. Но и подобные дела у нас тоже очень-очень нечасто. Возможно, из документов стало очевидно, что эти люди просто стрелочники. И чтобы дело не раскручивалось и не цепляло более значимых лиц, такой вот торг — что этим дадут поменьше, но они все примут на себя с мужеством».
В Дзержинском районном суде и при новом рассмотрении дела этой четверки однозначно будет обвинительный приговор, уверен Кузнецов:
«У нас в этом плане практика железобетонная. Больше шансов за то, что приговор смягчится. Самый наилучший случай для них — дадут приговор по уже отбытому сроку. Обычно это происходит так: пересчитывают сроки содержания в СИЗО в сроки лишения свободы, и они истекают ровно на этапе апелляции и кассации».
Смягчат ли фигурантам дела «1500 квартир» приговор, ужесточат или оставят без изменений после его возвращения на стартовую точку, покажет время. Прогнозы не берутся делать даже юристы с многолетней практикой.
«Суд сам разберется, что дальше делать. А предсказывать решение суда — дело неблагодарное», — рассудили они.
Также крайне интересным становится параллельно разворачивающееся дело экс-руководителя жилищного управления мэрии Новосибирска Светланы Стыниной, обвиняемой в махинациях с муниципальным жильем и в причинении Новосибирску ущерба более чем на 32 млн рублей. Недавно следствие расторгло с ней досудебное соглашение.
Эльвира Корченко
Фото автора и предоставлены комментаторами