19 июля первый замглавы МВД Александр Горовой доложил на совещании у президента России Владимира Путина, что Министерство внутренних дел (МВД) вернуло сотрудникам ГИБДД право останавливать автобусы и автомобили вне стационарных постов ДПС:
«Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов».
При этом Горовой подчеркнул, что издание этого документа было ошибкой.
Корреспондент НДН.инфо поинтересовалась у новосибирских автомобилистов с большим водительским стажем, какие можно ждать изменения на дорогах с введением нового-старого правила.
Андрей Дяченко, водитель с 20-летним стажем, рад такому изменению:
«На дорогах будет меньше пьяных, меньше нарушений. Мы на работу рано выезжаем, очень часто приходится сталкиваться с таким беспределом на дорогах. Ночные клубы рано утром закрываются. Из них выходят пьяные посетители, садятся за руль, создают опасное движение».
Андрей Дяченко не боится, если его лишний раз остановят постовые:
«Нам, честным водителям, у которых документы в порядке и все в порядке, бояться нечего. Чем больше будет проверок, тем лучше. Главное — чтобы принятый документ пошел на пользу. У нас ведь как обычно бывает? Что-то ввели, а потом все переиначили. Опять же, может быть большое число взяток. Эти пьяные, которых остановили, станут задабривать дорожных полицейских».
Елена Киселева, водитель с 18-летним стажем, удивилась, услышав, что был запрет:
«Не знаю как автобусы, но автомобили они (ГИБДД — ред.) останавливают где угодно. На пересечении улиц Плановой и Дуси Ковальчук в сторону цирка есть карман. Там дорожные полицейские всегда стоят. Смотрят, как водители пропускают пешеходов, и тормозят машины сколько угодно. Я не знаю, какой был запрет. Но мне кажется, как останавливали, так и будут останавливать».
Алексей Соломенников, водительский стаж 14 лет, не считает, что вступление документа в силу что-то поменяет:
«ГИБДД и сейчас точно так же останавливают — есть у них план-перехват или нет у них этой спецоперации. Останавливают не только за нарушения, но и просто. Некоторые люди знают, что можно спросить: «А почему вы меня остановили?» Но в любом случае им приходится предъявлять документы. Меня в среднем раз в год останавливают. Хотя я очень много езжу. Да и постов ГАИ единицы остались. За последнее время сильно урезали их количество. Только основные, на въездах в Новосибирск, оставили».
Стражей порядка на дорогах тоже стало значительно меньше, отмечает Алексей Соломенников:
«Большинство сотрудников ГИБДД сидит в кабинетах и перекладывает бумажки. Я живу на Красном проспекте, по соседству со зданием полпредства. Вот там каждое утро стоит патруль ГИБДД, который перекрывает движение, чтобы проехал представитель президента. У нас ГИБДД в основном три функции выполняет: выдают автономера, эвакуируют машины и сопровождают высокопоставленных чиновников».
Николай Переверзев, водитель с 20-летним стажем, предполагает, что отмененное теперь правило ввели пять лет назад, чтобы сократить преступность:
«Я слышал, что многие находчивые переодевались в форму гаишников, останавливали машины, устраивали грабежи и убийства. Я в основном по трассе езжу. Постовые там стоят, дежурят, и когда нарушение какое-то, наверное, они остановят. Но меня никто не останавливал. Но раз мощные блок-посты на границах областей убрали, значит дэпээсников перевели на трассу. А раз они работают на трассе, значит они могут и останавливать водителей. Ну, будут чаще останавливать, проверять документы».
Сергей Титков, депутат заксобрания Новосибирской области, зампредседателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике, водительский стаж 37 лет, сказал, что его и до нововведения останавливали в формально запрещенных местах:
«У меня водительский стаж с 1980 г. Поэтому я, показывая водительские права, задаю вопрос: «А почему вы остановили?» И тут же слышу ответы: «У нас проходит рейд «Нетрезвый водитель» или «Произошел угон транспортных средств». Им же надо как-то объяснить свою остановку».
По мнению народного избранника, стационарные посты, большинство которых ликвидировали, выполняли функцию общей безопасности:
«Ехали по трассе и знали, что через 40 км находится пост ГАИ, а там будут полицейские — и старались ехать правильно, без нарушений».
Нововведение нужно потому, что в Новосибирске и области мало осталось стационарных пунктов ДПС, считает законодатель:
«В основном на трасах временно ставят передвижные пункты. Но где основные очаги аварийности, стационарные пункты как стояли, так и будут стоять на своих местах. В Новосибирске определили очаги аварийности, мы сейчас тоже определили такие опасные места по области. Чтобы сократить в таких местах аварии, мы предусмотрели финансирование. В этих очагах аварийности либо сделали на трассе шероховатую поверхность, либо установили светофорные объекты, либо организовали пешеходные переходы. Но самое действенное на сегодняшний день — камеры фотовидеофиксации. Раньше неслись по Советскому шоссе со скоростью почти 120км\ч. А когда установили камеру, раз штраф заплатили, два заплатили, а потом стали скорость снижать. Камеры все видят. Благодаря им за 2016 г. сумма штрафов за нарушение ПДД составила 1,4 млрд рублей. А когда не было камер, за год было около 300 млн рублей штрафов».
В настоящее время сотрудники ГИБДД имеют исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства. Но «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров» могла быть произведена только на стационарных постах ДПС. Новая редакция «Административного регламента» была необходима в целях реализации общественного порядка и в условиях сокращения штата, сообщалось на портале Госавтоинспекции. Но теперь в МВД сочли это ошибкой и вернули гаишникам право останавливать водителей повсеместно.
Эльвира Корченко
Фото: farm5.static.flickr.com и предоставлены комментаторами