Имею в виду рассмотрение обращения в Верховный суд РФ с претензиями в адрес Центризбиркома. Все остальные инстанции навальнисту уже отказали. Вообще эта история, получившая определенный общественный резонанс, еще раз высветила всю уязвимость института сбора подписей для самовыдвиженцев. Их число надо уменьшить или вовсе заменить на залог. Последнее применялось в «нулевые» годы. Скажем, вносишь 20 тысяч рублей, и, если набираешь менее 5% голосов, деньги уходят в бюджет. Недорого и справедливо. Риск превращения бюллетеня в портянку с десятками фамилий соискателей резко уменьшается… Или на порядок снизить требуемое число автографов до минимума. Например, в ряде стран, для кандидатов в депутаты их требуют всего несколько десятков. А у нас на этих довыборах почти две тысячи.
Пока же зарегистрировано пять кандидатов, трое из которых достаточно активно борются за голоса избирателей. В политическом отношении наиболее опытен из них 66-летний советник мэра Сергей Клестов (КПРФ). Он многократно участвовал в выборах, несколько созывов отработал в областном парламенте, одно из знаковых лиц местного отделения Компартии. Два его основных оппонента Александр Бойко («Единая Россия») и Константин Антонов («Родина») несмотря на то, что обоим перевалило за 50 лет, в выборах участвуют впервые. Президент ОАО «Трансервис» Александр Бойко является известным и успешным местным бизнесменом, но к публичной политике интереса никогда не проявлял. Возможно сейчас решил, что лучше поздно, чем никогда. Кстати, мотивация на победу у новичков всегда заметно выше, чем у матерых политиков…
Кампании здесь нередко проходили в острой конкурентной борьбе и заканчивались непредсказуемо. Депутатами областного парламента не раз избирались и независимые кандидаты, но единоросс побеждал лишь единожды.
Пока по различным оценкам шансы на выигрыш Александра Бойко и Сергея Клестова примерно равны, хотя первый ведёт более активную кампанию. Ему, как ни странно, поможет и снятие с гонки его однофамильца, поскольку среди электората людей неискушенных хватает. Такие, не исключаю, по ошибке нередко голосовали вместо КПРФ за партию «Коммунисты России», которую отдельные наблюдатели считают спойлером, то есть организацией, созданной для того, чтобы вводить избирателей в заблуждение. Обычно такой спойлер, откусывал у кандидата от КПРФ не менее 3%. Но Клестову повезло, «коммуниста России» сняли с выборов из-за немалого числа сомнительных подписей. Как сообщали СМИ, там даже мертвые души оказались, то есть поставившие свои автографы… покойники. Право ожидал, что правоохранители займутся этим безобразием, чтобы другим неповадно было, но увы…
На КПРФ играет то, что на этой территории города она в последние годы в основном местные выборы выигрывала. Хотя если взять события в исторической перспективе (с 1997 года) надо сказать, что кампании здесь нередко проходили в острой конкурентной борьбе и заканчивались непредсказуемо. Депутатами областного парламента не раз избирались и независимые кандидаты, но единоросс побеждал лишь единожды (руководитель «Горводоканала» Юрий Похил).
Но с другой стороны после подключения к «крымскому консенсусу» в 2014 году Компартия в немалой степени утратила свою идентичность в качестве оппозиционной силы и соответственно растеряла свой когда-то весьма приличный рейтинг. Но в Новосибирске этот федеральный тренд в определенной степени нивелируется избранием мэра-коммуниста и отсутствием реальных претензий к нему со стороны других политических сил.
Новосибирский электорат очень консервативен и понадобится много времени и сил, чтобы добиться хотя бы неплохих результатов.
На исход кампании может повлиять и активность «третьей силы» — кандидата от «Родины». Но против него явно работает электоральная история, то есть результаты предыдущих голосований. Напомню, что «Родина» была создана в начале «нулевых», с первого раза прошла в Госдуму, но в Новосибирске ей ничего не обломилось, в том числе и на местных выборах.
Затем эту партию вместе с двумя другими объединили в «Справедливую Россию», её создатель Дмитрий Рогозин двинулся вверх по карьерной лестнице. Через несколько лет это проект реанимировали, но уже без Рогозина. Но политическая ситуация кардинально поменялась. Когда её создавали, это было направлено, чтобы откусить немало голосов у КПРФ. Ныне же на патриотическом и имперском полях из партий наиболее активно играет «Единая Россия». Может поэтому «Родину» стараются к судьбоносным избирательным кампаниям не допускать?
В связи с этим у неё нет электорального ядра, то есть людей постоянно голосующих за ту или иную партию. У ЕР и КПРФ в этом округе оно составляет не менее 20% у каждой. Недавно в Новосибирске был проведен ребрендинг местного отделения « Родины», во главе которого стал известный и энергичный депутат горсовета Вячеслав Илюхин. Оно, отделение, ныне достаточно активно действует, но на федеральном уровне деятельность партии малозаметна, да и новосибирский электорат очень консервативен и понадобится много времени и сил, чтобы добиться хотя бы неплохих результатов. Так что если кандидат от «Родины» в этом округе с солидным отрывом обойдет «жириновца» и «эсера», это уже будет уже успех, на основе которого можно будет готовиться к местным выборам 2019-2020 гг.
В последние пару недель в соцсетях немало пишут всяких страшилок об этих довыборах. Одни пугают, что дескать в округе свирепствует административный ресурс. Другие тем, что в день голосования будет «принудительный привод избирателей» и прочие махинации. Я не верю ни в то, ни в другое.
А вот угроза бойкота со стороны части электората имеется. Дело в том, что в этой части города традиционно по сравнению с другими районами наибольшая доля либерально (или если угодно прогрессивно) ориентированного избирателя. Отчего так? Просто в структуре электората здесь больше доля представителей « среднего класса» и интеллигенции. Хотя конечно количественно они заметно уступают сторонникам ЕР и КПРФ. Но кандидатов от «Яблока», «Парнаса», и Навального в бюллетенях не будет. Поэтому и звучат призывы к бойкоту. Законодательство запрещает выпускать на эту тему наглядную агитацию, но слухами земля полнится. Так что ложка дегтя в виде немалого числа испорченных бюллетеней наверняка будет, но не более 10%.
Особенность довыборов, то есть локальных кампаний, в том, что на их результат не влияют ни областные или городские, ни федеральные факторы. А лишь эффективная работа самих команд соискателей в округах. Помимо продвижения своих кандидатов они должны решить самую сложную задачу довыборов — привести своих сторонников на участки. Ведь явка на них обычно в Новосибирске не превышает 15-20%. А в условиях противоборства двух «партий власти» на территории областного центра и их негласного договора «о мирном сосуществовании и о ненападении» роль пресловутого административного ресурса для её искусственного повышения будет минимизирована.
Дмитрий Пучкин, политолог
Фото Алексея Чистякова