На сайте министерства культуры появился законопроект о важнейшем из искусств, коим в России по исторической преемственности является кино. И согласно законопроекту, импортную духовную пищу в кинотеатрах решено ограничить 35 процентами от общего объема показов. А на остальных 65 процентах сеансов зрители должны вкушать кинопродукцию сугубо отечественного производства. Духовно насыщенную и идейно калорийную.
Оно и логично. Вообще-то непонятно, чего министерство культуры так долго раскачивалось. Если одни ведомства уже столько лет держат и не пущают к своим гражданам физическую импортную пищу, то кому, как не минкульту давно пора было заняться искоренением забугорной духовной пищи.
Говорят, что кинотеатрам собирались еще и запретить перед сеансами отечественных фильмов продавать зрителям попкорн и колу. А перейти на отечественные семечки и квас. Но побоялись протеста уборщиц: все-таки после семечек убирать кинозалы уж больно долго и хлопотно.
А ведь кроме кино в ведении министерства культуры находится еще немало пунктов распределения духовной пищи. Всякие там театры, музеи, картинные галереи… И вот тут тоже возникает немало вопросов. Почему это, скажем, в Шатровом зале Эрмитажа присутствуют только «маленькие голландцы», и картин этих самых импортных голландцев в музее аж более 1500 штук? А где в Эрмитаже маленькие туляки, хабаровчане, чеченцы, якуты, пермяки и прочие отечественные высокохудожественные произведения? Которых, если взять пропорции, обозначенные минкультом для кинофильмов, в музее должно быть 65 процентов к импортным голландским картинкам, то есть более 3000 штук?
Да и с театрами, если присмотреться, тоже непорядок. Как известно, руководит главным культурным ведомством страны министр Владимир Мединский. И одним из любимых его подчиненных является известный банкрот, экс-бизнесмен, экс-директор, а ныне художественный руководитель НОВАТ (Новосибирского оперного театра) Владимир Кехман. Так вот, даже в НОВАТе, и даже у любимца Мединского с импортозамещением вообще полнейший непорядок. В месячном репертуаре театра 15 постановок, из которых отечественной продукции всего 27 процентов: «Лебединое озеро», «Спартак», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». А остальные 73 процента — абсолютный импорт. Новосибирского потребителя абсолютно безответственно и идеологически неграмотно пичкают зарубежными «Аидами», «Баядерками», «Травиатами» и прочими «Турандотами» с «Жизелями»…
Так что кроме кино, в российской культуре есть еще немало сфер, на которые просто необходимо обратить взыскательный минкультовский взор. И заняться, наконец, импортозамещением настоящим образом. Так, чтобы нервно и завистливо курили в сторонке таможня, потребнадзор, полиция и прочие прачечные. Потому как импортные яблоки и гусей бульдозерами любой давить может, а вот на кино, музеи и театры нужны настоящие, качественные специалисты. Тут пища духовная, тут культурка требуется.
Яков Самохин