По словам руководителя ведомства, на рост зарплат россиян повлияло повышение МРОТ до прожиточного минимума и исполнение «майских указов» президента. В Минтруда и соцполитики даже подсчитали, что зарплата выросла «практически на 11%». Благодаря этому количество жителей с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилось на 1,1 млн человек: если в первом полугодии 2017 года таковых насчитывалось 21,1 млн человек, то в первом полугодии-2018 «всего» 20 миллионов. Но так ли это на самом деле? Как известно, все познается в сравнении.
Зарплата изменилась, а доходы — нет
По мнению Марии Удальцовой, доктора экономических наук, профессора кафедры социологии НГУЭУ, номинально зарплата в России, может, и выросла, но реальные доходы остались на прежнем уровне.
«Если говорить о номинальной зарплате, то, пожалуй, да, она выросла. Но нужно-то говорить о реальной зарплате — той сумме денег, на которую мы можем купить ту же самую корзину продуктов. Цены растут, а это значит, что рост зарплаты мы просто не можем ощутить. Поэтому «повышение зарплаты», о котором недавно заявил уважаемый министр труда, — это, по сути, всего лишь сохранение ее на прежнем уровне. В низкооплачиваемых сферах, где зарплата была очень маленькая, с начала года доходы действительно подросли. То есть там, где платили по 9—10 тысяч рублей, стали платить по 11 с небольшим… но это же не зарплата, верно? Хотя недавно саратовский министр хотела за 3500 рублей в месяц внедрить здоровых людей в нашу жизнь».
По словам Галины Шеломенцевой, председателя правления Сибирской федерации рестораторов и отельеров, в новосибирском общепите зарплаты действительно выросли, но только вряд ли это можно связать с повышением МРОТ и выполнением «майских указов» президента.
«У нас своеобразная сфера, в ней многое завязано на персонах — поварах, шеф-поварах. Зарплаты растут, но это, скорее, из-за нехватки кадров на рынке: «звезд» очень мало, и владельцы заведений стараются их любыми способами заманить. Это общая тенденция на нашем рынке, она касается и официантов, и администраторов — хорошие специалисты начинают диктовать свои условия», — говорит Галина Шеломенцева.
Виктор Гавриков, руководитель торгового дома «ПромИз», в целом согласен с мнением господина Топилина — можно сказать, что зарплаты действительно выросли, но только все дело в том, какими данными оперировать.
«Они же ориентируются на официальную зарплату, правильно? Вот она растет, и здесь с ним не поспоришь, причем растет у всех. Это абсолютно верно. Но каждый считает цифры по-своему. Да, увеличился МРОТ, бухгалтерия от этого изменилась. Но, как вы думаете, что происходит с зарплатой в реальном выражении? В лучшем случае — остается на том же уровне», — считает Виктор Гавриков.
В медицине зарплаты действительно растут, подтвердил нам Андрей Мичурин, главный врач медицинского центра «Биовэр». Правда, только в государственном секторе. Доходы частных клиник не увеличились, соответственно и ресурсов для повышения зарплат у них нет.
«В государственном здравоохранении зарплата действительно выросла, потому что администрации лечебных учреждений вынуждены выполнять «дорожную карту»: зарплаты врачей должны начинаться от 50 тысяч рублей, медсестер — от 30 примерно. В коммерческом здравоохранении зарплаты, к сожалению, не растут, потому что это зависит от доходов. По крайней мере, в известных мне коммерческих медицинских учреждениях зарплаты остались на прежнем уровне. Раньше в коммерческой медицине зарплата была значительно выше, чем в государственной, но сейчас во многих клиниках ситуация сравнялась», — говорит Мичурин.
Спасибо, что хотя бы не снижается
Для того чтобы выяснить, на самом ли деле у нас поднялась зарплата, корреспондент НДН.инфо решил опросить рядовых горожан. Оказалось, что у большинства либо совсем не поднялась, либо поднялась настолько, что это и заметить-то невозможно.
Татьяна Соловьева, кадровик на производственном предприятии:
«У нас большая организация с множеством подразделений, у всех сотрудников белая зарплата, но размер ее уже давно не менялся. Да, недавно изменили размер МРОТ, но в итоге это никак не повлияло на наши заработки: просто бухгалтерия теперь немного изменила структуру расчетов, не меняя при этом итоговую сумму в квитке».
Александр Ремешов, логист:
«Насколько мне известно, в сфере грузоперевозок зарплаты не менялись уже достаточно давно. По крайней мере, в нашей организации в последний раз ее повышали два года назад. С тех пор она не поменялась ни на рубль. Это, конечно, не очень здорово, ведь цены-то растут… но, с другой стороны — спасибо, что она хотя бы не снижается».
Евгения Иванова, сотрудник муниципального предприятия (имя и фамилия изменены по просьбе героя публикации):
«Знаете, кажется, у нас в этом году действительно проходило какое-то повышение зарплаты. Помню, всех сотрудников вызывали в бухгалтерию для того, чтобы расписаться в том, что мы теперь об этом знаем. Но это было повышение какой-то из «составных частей» зарплаты, и то — настолько незначительное, что его и заметить-то нельзя».
Сергей Волобуев, водитель в коммерческой организации:
«Какое там повышение зарплаты, о чем вы? В последнее время все больше экономят на всем — то норму бензина на месяц решат урезать, то выплаты за аренду личного транспорта сократить. Для того чтобы поддерживать свой заработок на прежнем уровне, приходится работать сверхурочно, в выходные… и ушел бы куда-нибудь, но так везде, во всех организациях».
P. S.:
Впрочем, в Минтруда подсчитали средний рост средней зарплаты по стране, а значит, нет ничего удивительного в том, что новосибирцы выросших доходов не заметили. Если верить официальной декларации о доходах, в прошлом году министр Топилин заработал почти 6 млн рублей, то есть примерно по 500 тысяч в месяц. Если его зарплата выросла на те самые 11%, значит, ежемесячно он стал получать примерно на 5 МРОТ больше. То есть благодаря росту зарплаты у одного только этого чиновника пара-тройка десятков человек могут остаться с прежними доходами и при этом не испортить прекрасную министерскую статистику.
Влад Комяков