Наш «Год театра» начался еще в ноябре. Когда, как стало ясно из «показаний» разных сторон, в гости к министру культуры Игорю Решетникову (что сам министр, к слову, отрицает) явились двое — «владелец лесопилки» и бывший депутат Виктор Старков, а также нынешний депутат и будущий режиссер Анатолий Кубанов. И договорились, что новым директором театра «Глобус» станет Старков. После они же пришли к директору «Глобуса» Елене Алябьевой. Но с ней договориться не удалось. Резко против такой смены руководства выступил и коллектив театра.
История получила публичное звучание. Случился самый настоящий скандал. Фигуранты, насколько смогли по-тихому, отползли. «Глобус» удалось отбить. Надолго ли? Узнаем уже в Год театра. Причины интереса друзей депутатов к «Глобусу» также доподлинно не ясны. По одним версиям, они польстились на вроде как выделяемые театру внушительные суммы. В частности, на ремонт кровли. По другим версиям, пост директора театра — своего рода «комплимент» за участие в губернаторских выборах Анатолия Кубанова. Впрочем, одна версия другой никак не мешает. А могут быть еще третьи, пятые, десятые…
Только-только все улеглось в «Глобусе», как театральная и «фейсбучная» общественность вновь завелась. На сей раз повод предоставил оперный, на сцене которого банкет, а заодно и концерт Леонида Агутина, устроил предприниматель Алексей Корнаков. Причем на сей раз общественное мнение не было столь однозначным. Оно разделилось на тех, кто считает театр храмом искусства, а значит и гулянка на его сцене недопустима, и тех, кто называет театр «просто здание», которое вполне может сдаваться в аренду.
{article type=»k2″ id=»23492″}[div class=»introduced»][link]
[title] [/link] [/div] {/article}
Оставим пока моральную сторону вопроса и обратимся к материальной части. Ок. Сдается. Допустим. Как на Западе. Почему нет? Но тогда интересно, почем? На Западе вон и прейскурант есть, и условия опубликованы на всеобщее обозрение. Хочется гульнуть в оперном театре Торонто, плати 16,5 тысячи баксов. Плюс налоги, напитки, еда — и он твой. На один вечер.
А как у нас? Конкретно про вечер г-на Корнакова в оперном мы задали вопрос (разумеется, в форме официального запроса, согласно закону о СМИ) директору Новосибирского театра оперы и балета Аре Карапетяну. А заодно и популярной арендной площадке — новосибирской филармонии, ее директору Бейбиту Мухамедину. И вышеупомянутой Елене Алябьевой, директору «Глобуса».
И что вы думаете, воспользовались ли руководители наших театров и филармонии возможностью бесплатного размещения информации о своих платных услугах? Г-н Карапетян в нарушение закона о СМИ вообще ничего не ответил, вынуждая редакцию обращаться в прокуратуру.
В «Глобусе» отреагировали оперативно. Но почему-то предоставили ответ только со второго раза. Сначала объявив, что администрация театра «не предоставляет частным лицам помещения театра в аренду для проведения торжественных мероприятий». А затем, сославшись на собственный устав, сообщили, что учреждение все-таки «может осуществлять оказание услуг по предоставлению напрокат сценических площадок». Но это не является основным видом деятельности театра, зависит от возможностей репертуарного плана и «носит разовый характер».
В филармонии ответили только на один из наших запросов. Здесь про разовый характер мероприятий говорить не приходится, поскольку многие из них на виду у города. Суть ответа сводится к тому, что поскольку аренда площадок филармонии и оказание услуг «по музыкальному, световому, техническому обслуживанию» мероприятий уставу не противоречит, то администрация филармонии их и практикует.
Версию нашей читательницы о том, что в филармонии на мероприятиях а-ля гулянка бизнесмена Корнакова «просто так оркестр выводят на сцену, как крепостных, по велению высокого руководства» Бейбит Мухамедин, что называется, не подтвердил и не опроверг. Сообщив только, что все происходит «по согласованию с художественным руководителем или дирижером творческого коллектива». Про сам коллектив — ни слова.
Но главное — вопрос о суммах у г-на Мухамедина вызывает не меньше затруднений, чем у его коллеги Карапетяна.
«Стоимость оказываемых услуг рассчитывается в зависимости от объема заказываемых услуг и условий технического и бытового райдера заказчика», — пишет нам в ответе гендиректор филармонии, игнорируя вопросы об уже заработанных в 2018 году суммах. А затем игнорируя запрос о стоимости проведения конкретного мероприятия.
Господа театральные управленцы, ну как же так? Мы тут уже почти договорились, что, следуя тенденциям одновременно вечно загнивающего и прогрессивного Запада, готовы смириться с мыслью (впрочем, не все), что театр — это просто здание, которое может сдаваться в аренду. Но эти здания не принадлежат директорам Карапетяну и Мухамедину. Они принадлежат Новосибирской области и его жителям, даже жителям всей страны, коль скоро оперный театр имеет статус федерального учреждения культуры.
Так будьте любезны — расскажите налогоплательщикам, оплачивающим вашу текущую деятельность, а сколько вы зарабатываете на аренде? Куда потом эти деньги тратите? Нам важно это знать.
Этот вопрос, к слову, интересует и Общественный совет при региональном Министерстве культуры. Он поднимался на заседании Совета в середине декабря. И после Нового года, уже, надеемся, с конкретными с цифрами Совет, как говорят его представители, вернется к обсуждению темы сдачи новосибирских театров в аренду под дни рождения, свадьбы, корпоративы…
Павел Быковских
Подписывайтесь на Telegram-канал НДН.инфо, чтобы не пропустить важные и актуальные новости!