Но бдительная таможня заказала экспертизу и все выявила. И теперь бизнесмену по ч.2 ст. 194 УК РФ грозит до 5 лет тюрьмы. Ну а если очень повезет, то минималка по этой статье – штраф от 300 до 500 тысяч рублей.
Так вроде и все правильно, скажете вы? «С жульем, положим, надо бороться», как восклицал герой Анатолия Папанова в фильме «Берегись автомобиля». И федеральный бюджет защищать, конечно же, необходимо.
И все бы и так, однако мне не дают покоя два «но»…
Первое: ну ведь не контрабандное бухло тащил в Новосибирск бизнесмен, не контрафактное барахло для перепродажи. Станок он хороший ввозил, чтобы потом на нем высокоскоростно фрезеровать что-то из металла. То есть не торговлей промышлять, а развивать отечественное металлообрабатывающее производство. То самое, к развитию которого и на уровне регионального правительства, и правительства федерального всё призывают и призывают. А оно, производство, всё никак не развивается. Ну а в данном случае, если контрабандиста-промышленника усадят за решетку, оно уж точно не разовьется.
И второе – что же это за пошлина такая, если промышленник со стоимости станка в 123 миллиона часть пошлины всё же заплатил, и одной только недоплаты пытался сэкономить 22 миллиона?
И вот тут самое грустное для развития нашей отечественной промышленности.
До 5 августа прошлого года пошлины на металлообрабатывающее оборудование были в пределах посильных 7—8%. То есть со станка ценой 123 млн надо было заплатить пошлину в пределах 10 млн.
Ну а с 5 августа постановлением Дмитрия Медведева ставки пошлин с 7—8% подскочили до 25—40%. То есть стали, по сути, запретительными.
С чего бы это, спросите вы, родному правительству с такого размаха бить по родному же производству?
А это они из обиды. В ответ на повышение США ввозных пошлин на российский алюминий и продукцию черной металлургии на 10% и 25% соответственно.
То есть в ответ на американский ущерб хозяевам российского сырья – господам Дерипаске, Мордашову и еще нескольким персонам – наше правительство со всей дури бабахнуло по российским производственникам в сфере металлообработки. Потому как развивать металлообработку можно только на современном качественном импортном оборудовании. А в России производства такого оборудования как-то не наблюдается.
Ну да, правительство, вздымая ставки, произнесло, конечно же, привычную мантру. Что повышение пошлин «создаст благоприятные условия для российских производителей той же продукции». Вот только в отличие от импортозамещающего российского сыра из пальмового масла, российских высокоточных станков на рынке как-то так и не появилось.
А станки и производственные линии – это вам не китайский ширпотреб: поехал, рассчитался да и закупил со склада. На оборудование контракты подписываются за многие месяцы, а то и за годы до поставки. Предоплата производится. И вот тут правительство бабах – и заказанное предоплаченное оборудование на таможне встречают не 7—8% пошлины, а кошмарные 25% и неподъемные 40%. И бдительные таможенники, защищающие от российского производителя федеральный бюджет российского правительства.
Судя по цифрам, приведенным новосибирскими таможенниками, покупатель станка за 123 миллиона как раз и пытался пройти по нижней 25-процентной границе ставки пошлины. И недоплатил до верхней 40-процентной ставки.
Но его доблестно изобличили. И теперь будут судить. И никакие объяснения, что заказывая оборудование, он и его коллеги рассчитывали на 8 процентов пошлины, а правительство вздуло ее до 40 процентов, суд, конечно же, не примет. И обвинение, скорее всего, будет требовать реального срока, а отнюдь не штрафа. И производственника, ввозившего станок для металлообработки, вот просто возьмут и посадят.
А потому никак не могу не вспомнить еще одну цитату из вышеупомянутого фильма. «Да, Деточкин виноват. Но он не виноват! Пожалейте его, товарищи судьи»…
Яков Самохин