Практически ровно восемь лет назад — 23 января 2015 года — официальный сайт МВД сообщил о раскрытии в Новосибирске масштабной аферы, связанной с незаконной продажей более 1500 муниципальных квартир. Восемь лет следствия завершились приговором «под елочку» 30 декабря 2022 года — условный срок и штраф в полмиллиона рублей. НДН.инфо опросил представителей разных профессий — помнят ли дело «1500 квартир» и что думают о самом приговоре и избранной дате его оглашения.
Согласно описываемой правоохранительными органами схеме, чиновники управления по жилищным вопросам мэрии передавали в собственность подставных лиц муниципальные квартиры по заниженной на 30-50% стоимости, а затем эти квартиры выставлялись на продажу уже по рыночным ценам через задействованное в схеме агентство недвижимости. Разница шла в карман организаторам схемы.
Незадолго до появления сообщений о раскрытии крупнейшей аферы тех лет управление по жилищным вопросам мэрии покинула руководившая им с 1998 года Светлана Стынина. По официальной версии — в связи с выходом на пенсию. А еще раньше уволился ее заместитель Андрей Гудченко.
Именно они и заслушали приговор «под елочку» 30 декабря 2022 года: 3 года и 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком в 3 года. И штраф — 500 тысяч рублей. Вместе с ними перед судом предстала директор ООО «АД РЕМ» Елена Камерзанова. Она получила 3 года условно с таким же испытательным сроком и штраф 300 тысяч рублей.
За время следствия число заявленных преступных эпизодов сократилось до нескольких десятков, а сам скандал многие уже успели позабыть. Даже в риелторском сообществе, как показал наш опрос, не все смогли вспомнить о деле «1500 квартир». А вот что думают об этом деле другие опрошенные НДН.инфо новосибирцы.
Елена В., 49 лет, работник кредитной организации:
«Нет, про такое уголовное дело я не слышала. Но, если судить по описанию, то лично я не понимаю, почему следствие продолжалось целых восемь лет, если дело касалось муниципального имущества. Неужели внутри властных структур на протяжении стольких лет никто ничего не заметил?»
Михаил Ш., 29 лет, владелец мастерской:
«Это коррупция. Если бы Стынина была рядовым сотрудником мэрии или была бы кому-то из вышестоящих неугодной, то её наверняка закрыли бы и осудили по всей строгости закона. Но, очевидно, в этой ситуации фигурируют большие деньги, возможности, связи. Это серьёзное преступление, за которое человек должен понести соответствующее наказание. Скорее всего система правосудия (или отдельные субъекты системы) тоже коррумпирована, по-другому такой лояльности по отношению к преступнице-коррупционерке из мэрии и такое простое наказание для неё объяснить не могу».
Марина К., 56 лет, врач:
«Да, знаю, что дело нашумевшее, в курсе общих деталей. Факт того, что это произошло у нас в Новосибирске, да еще и длилось столько лет, удручает. Периодически вижу новости о мошенничестве разных чиновников. Интересно, что думают такие люди — что все это никогда не вскроется? А по поводу того, что Стыниной зачитывали приговор в предпраздничные дни — не знаю, как организована работа судов, но для меня это странно, откладывать громкое дело в самый конец года».
Ирина В., 55 лет, педагог:
«Дело это — не просто громкое, а принципиально важное. Ведь речь идет о крупнейшем хищении муниципального имущества. И суд, по моему мнению, должен был быть показательным, с суровым приговором. А здесь условные сроки, даже странно… И вот что еще я в этой ситуации не могу понять — почему такие штрафы? Пусть там не 1500 квартир похитили, как заявляли сначала, а только полсотни — но даже тут речь идет о десятках миллионов! А штрафы по 500 тысяч, это тогда четверть стоимости одной квартиры. А теперь и того меньше. Почему же не присудить штраф, соответствующий преступлению? Почему не взыскать весь ущерб? Не хочу что-то утверждать, но невольно возникает мысль: может, кто-то с этого что-то получил и история об этом умалчивает?»
Алексей Е., 41 год, топ-менеджер в компании по продаже недвижимости:
«О деле «1500 квартир» знаю. Следствие шло долго, подробностями не интересовался. Заголовок о приговоре увидел на новостном сайте. Саму новость читать не стал. Я считаю, что излишне наказывать лишением свободы граждан, не совершивших преступлений против личности, не связанных с насилием (грабеж, разбой, тяжкий вред здоровью, убийства, изнасилования и пр.). Опасна ли она (Стынина — ред.) для общества сейчас? Думаю, что нет. Такие преступления нужно предотвращать, путем внедрения системы контроля, а излишне жесткие наказания для случайно попавшихся ничего не изменят в системе».
Владимир С., 58 лет, строитель:
«Про дело о проданных квартирах слышал, конечно. А вот про приговор только сейчас узнал от вас. Очень уж долго все это тянулось, годами, надоело отслеживать. Я думал, что уже и срок давности, наверное, вышел. Условные сроки получили? Ожидаемо. Хорошо еще, что премию им не дали. Не зря же говорят, что если в России воровать, то только вагонами. Ну, или квартирами, как тут. За украденную из магазина бутылку водки посадят, а тут оставили на свободе. Что тут скажешь? Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!»