Так, в конце марта Арбитражный суд Новосибирской области согласовал процессуальную замену заявителя по делу о банкротстве АО «Сибмост». Вместо ООО «Сибметснаб», заявившего о долге мостостроителей в 57,5 млн рублей, заявителем стало ООО «Сибмост Групп».
Конечными бенефициарами последней компании выступают АФК «Система» и Сбербанк. Их структуры контролируют «Сибмост Групп». Сделка по продаже «Сибмоста» «Системе», Сбербанку и Звенигородской ДСК (еще один совладелец «Сибмост Групп») была закрыта в сентябре 2017 г. Власти Новосибирской области в начале прошлого года заявляли о том, что новые владельцы будут реанимировать «Сибмост».
Но что происходит на самом деле? По мнению управляющего партнера юридического агентства «ЭКВИ» Кирилла Кузнецова, учитывая общее количество долгов (по данным rusprofile.ru в производстве сейчас почти 1,5 тысячи исков к «Сибмосту» на общую сумму 6 млрд рублей, по оценкам нашего эксперта эта сумма еще больше), нынешним владельцам «Сибмоста» все равно не удастся не допустить банкротства предприятия.
«Идет затягивание процесса. Чтобы не было введено банкротство. Тогда «Сибмост» потеряет заказы. В том числе государственные», — отмечает Кузнецов.
По его мнению, являясь совладельцем предприятия, Сбербанк не хочет терять ни статус кредитора, ни контроль над бизнесом «Сибмоста». «В банкротстве долги полностью в любом случае погашены не будут, даже половины, а то и десятой части — уверен эксперт. — Поэтому выгоднее держать «Сибмост» между жизнью и смертью».
На возражение, что мостостроительная компания находится в подобной ситуации уже не первый год, Кузнецов отмечает:
«Сибмост» существует в ущерб кредиторам, злоупотребляя схемой, когда можно законно не платить кредиторам — мы в банкротстве, денег на счетах нет, соответственно кредиторы никак денег добиться не могут, кроме как через банкротство. Но банкротство не вводится. А реализуется «лестничный принцип»: по очереди с разрывом в три-четыре месяца просрочивается требование каждого конкретного кредитора, и каждый конкретный кредитор в итоге гасится. Это все позволяет как на аппарате жизнеобеспечения телу «Сибмоста» существовать.
Это безобразие. В нашем регионе такая практика допускается для очень избранных должников. Для остальных таких эпизодов может быть один-два, после чего пройдет объединенное заседание для всех кредиторов и — либо расчет, либо банкротство. Здесь третий или четвертый год идет дело о банкротстве, но без введения банкротства».
Отмел Кузнецов и версию о том, что АФК «Система» и Сбербанк приобретали новосибирскую компанию для выполнения государственных задач, на фоне банкротства ряда некогда крупнейших мостостроительных компаний страны, в частности омского «Мостовика».
Наш собеседник уверен, что у «государства нет никаких четких планов на «Сибмост», потому что это все завязано на огромное финансирование, но непонятно, что у нас будет в приоритете — мосты по стране или Венесуэла, Сирия, Центральная африканская республика».
«Тем более, что опыт предприятия — это не опыт юридического лица. Опыт имеют люди, технологии и т.д. Но все это в банкротстве никуда не пропадет», — уверен эксперт.
По его оценкам, «Сибмост» будет оставаться на аппарате искусственного дыхания настолько долго, насколько хватит политической воли. «Это политический вопрос, судья здесь, к сожалению, мало что решает», — заключает Кирилл Кузнецов.