В Новосибирской области свыше 500 архитектурных и исторических объектов. И с годами, памятники культуры претерпевают изменения: реконструкцию, ремонт, трансформацию под современные нужды. Вопрос границ, законность и окупаемость этих преображений вызывает спор и дискуссию у деятелей культуры Новосибирска.
«Монетизация» памятников
«До какой степени можно изменять культурные наследия, чтобы они были полезны и людям, и памятники в итоге оставались памятниками?» — вынес вопрос на обсуждение ведущий клуба Виктор Титов.
В Сибирской столице сохранилось свыше 100 памятников культурного наследия, в том числе зданий в стиле сталинского ампира и конструктивизма. К примеру, памятник истории и архитектуры федерального значения: «Стоквартирный дом» — визитная карточка города. Здание построили ещё в 30-х годах прошлого столетия по проекту архитекторов Крячкова и Масленникова. И до сих пор, дом в «дворцовой» композиции привлекает огромное количество туристов со всех уголков мира.
Тонкости туризма
Здания и памятные места с лепнинами, барельефами и высокими арками. В Мегаполисе, такие необычные и интересные объекты ушедшей эпохи можно увидеть на каждом шагу. На Красном проспекте расположен символ города, яркий пример конструктивизма — «Дом с часами» и «Дом офицеров» эпохи классицизма.
В Новосибирске, под охраной государства больше сотни жилых домов, построенных в начале ХХ века. И с каждым годом объекты ветшают и требуют реставрации и ремонта. Многие, из собравшихся в «Экспертном клубе» считают, что памятники нужно «монетизировать», чтобы затраты на них окупались.
«Для того, чтобы здания жили, памятник должен зарабатывать деньги. Грубо, но он должен хотя бы сам себя окупать. Потому что у государства на всё денег не хватит. И это проблема» — высказал своё мнение краевед Константин Голодяев.
Ещё в прошлом году, архитекторы Новосибирска предлагали «монетизировать» Монумент славы. По мнению архитектора Игоря Карнаухова, малый бизнес окупит затраты на установку арт – объектов, поручней и пандусов, новый фонарей и скамеек. Ведь сам Монумент изменять нельзя, а сквер нуждается в благоустройстве. Но мэрия посчитала иначе: — «постоянных торговых точек или закрепленных мест для мобильной торговли в границах парка быть не должно».
Эксперты обоюдно согласились с мнением, о том, что необходимо «монетизировать» и приспосабливать памятники под современные нужды, сохраняя при этом первоначальные интерьерные решения, согласилось почти все собравшиеся в зале. Краеведы и архитекторы посчитали, что таким образом достопримечательности Новосибирска принесут городу прибыль от туристов и пользу местным жителям.
О границах приспособления и изменения памятников под современные нужды
«По закону на каждом объекте должны быть определены предметы охраны, которые не могут быть уничтожены, изменены. На сегодняшний день, что касается памятников Новосибирска, процентов 80 этих зданий не сохранили свои первоначальные планировочные и интерьерные решения. Они в ходе эксплуатации были утрачены» — добавил Александр Кошелев, заместитель директора Музея города Новосибирска.
Следом, собравшиеся эксперты вспомнили реконструкцию железнодорожного вокзала. Вокзал «Новосибирск – Главный» — один из самых крупных на всей сибирской магистрали. Его строительство началось в 1932 годы по проекту архитектора Н.Г. Волошинова. Здание не раз подвергалось реконструкции и капитальному ремонту. По словам архитекторов, изначальная архитектурная композиция здания была утрачена в ходе работ.
«Ещё один момент, который должен быть соблюдён при изменениях, это сохранение стилистики здания. Чтобы не вносилось в классическую систему никаких новых архитектурных стилей» – заявил художник Владимир Авдеев.
В Сибирской столице несколько исторических зданий уже осовременили для доступного пользования жителей: Из дома Будагова сделали музей — отреставрировали, максимально сохранив оригинальные части здания. Заменили лишь верхние и нижние прогнившие венцы, укрепили фундамент, перестелили пол, заменили крышу. Воссоздали элементы декора по фотоснимкам. Так же, отреставрированные исторические здания сдают в аренду под рестораны, что приносит доход городу.
В Новосибирске большинство вековых зданий изменяют согласно требованиям пожарной безопасности и доступности маломобильных групп. Эти преображения коснулись и оперного театра.
«В оперном театре во время последней реконструкции в 2005 году были специально прорублены несколько стен под двери по нормам противопожарной безопасности. И как бы ни было жалко и обидно за часть стены, но для спасения людей это приходится делать» — художник Владимир Авдеев.
Контроль над сохранением памятников культуры
По мнению Александра Кошелева, памятники необходимо использовать, чтобы они жили и сохранялись. Для этого в современном мире их нужно изменять. Но все действия, связанные с ремонтом, должны быть на контроле у специальных структур и организаций по защите культурных наследий.
«Приспособление необходимо, чтобы сохранять памятник. По закону, границы приспособления формирует собственник культурного объекта, либо пользователи. Но степень возможного вторжения в тело памятника определяет проектная организация. Согласно закону, на каждом объекте есть определенные предметы охраны, которые не могут быть уничтожены и изменены» — высказал свою точку зрения Александр Кошелев.
Начальник инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области Елена Медведева подытожила разговор своей рекомендацией:
«Что делать, чтобы защитить памятник? Нужно подать заявление к нам в инспекцию. Правда, заявление требует подкрепление фотографиями, историческими фактами, событиями. Но оно подается и рассматривается. Что касается проектных документаций — их никто не прячет. К нам часто обращаются люди с просьбой ознакомиться с той или иной частью проектных документов, и мы никому не запрещаем такое ознакомление. Акты находятся на сайте инспекции. Призываю всех — пожалуйста, смотрите! Мы ждем предложений.»
Алина Шефер