ЕСЛИ верить Росстату, к середине 2019 г. средний размер пенсии в России составил 14 168 тыс. рублей. Это ниже нормального уровня даже не жизни, но выживания, не более трети официальной средней зарплаты. Да и эта позорная цифра, как водится, среднее по больнице, потому что включает всяческие многочисленные сочные пенсии с генеральскими, ведомственными, газпромовскими и т. д. доплатами. То есть обычный человек на пенсии не получает и этих жалких копеек.
Система напрочь несправедливая, при ней на пенсии хорошо разве только бывшим высокопоставленным слугам государства. При этом устроено всё дебильно, даже если человек всю жизнь зарабатывал много, на пенсии получит гроши. Государство собиралось хоть как-то поправить ситуацию с помощью накопительной части. Обещали, что при желании человек на пенсии сможет забрать все эти набежавшие за многие годы накопительные средства сразу и целиком. Кроме того, они будут наследоваться. Тут, разумеется, в очередной раз грубо наврали. Накопительные пенсионные деньги давно изъяты у народа, официально якобы заморожены на период с 2014 по 2022 год. Речь, между прочим, про 6% с каждой зарплаты. Каждый год набегает ошеломляющая сумма, потому что общий фонд оплаты труда в России в прошлом году дорос до 48,2 трлн рублей.
Похоже, скоро будет ещё веселее. Пока правительство шестой год подряд как хочет крутит «замороженными» триллионами, которые накапали не с неба, а из народного кармана, Минфин придумал новый грандиозный пенсионный развод. Говорят, работа над проектом шла три года. И что в итоге родило ведомство Антона Германовича Силуанова? Предложило простейшую схему. По новому плану каждый работник должен решить, какую часть зарплаты он хочет откладывать на старость. Решает, пишет заявление в отдел кадров, после чего хоть 5%, хоть 25% заработка автоматом капает уже не ему в карман, а в государственный фонд. На эти накопления обещают какие-то налоговые льготы, но даже в начальном проекте они совершенно смешные, вдобавок с массой ограничений.
Теперь отследим траекторию рук Минфина. Первый вопрос: чем, вообще говоря, эта схема отличается от простейшего накопления средств на банковском счёте? И сейчас каждый желающий может откладывать часть зарплаты, какую заблагорассудится. При этом сам решает, сколько, когда, куда, под какой процент. Минфин назвал затею ни много ни мало «гарантированным пенсионным планом». Только, по сути, народ должен сам себе гарантировать пенсию, из собственных средств.
К слову о гарантиях, они как раз в этой схеме крайне сомнительны. В нормальной ситуации деньги на пенсию копятся 35–40 лет и более. Пока не вышел на пенсию, забрать их будет нельзя, потому что по плану Минфина все эти десятилетия они будут крутиться в надёжных руках правильных, назначенных государством людей. Это не банк, тут нельзя в любой момент явиться за вкладом. Тут терпи, сколько скажут, то есть пока не стукнет 65 лет. Спрашивается, каковы шансы, что хотя бы через пару десятилетий от этих будущих пенсионных средств в руках этих «правильных ребят» вообще хоть что-то останется?
Напомним, за два десятилетия в нашей стране разразились четыре серьёзнейших экономических кризиса. Только за последние 9 лет курс национальной валюты упал почти в три раза! А за 10 лет общая инфляция официально составила 104%, то есть всё подорожало в два раза. А за 15 лет по инфляции натикало 250%, за 20 лет того веселее – 780%. Иными словами, за 30–40 лет даже простые скачки инфляции, не говоря уже про пару-тройку совершенно неизбежных на таком расстоянии кризисов, не оставят от пенсионного капитала вообще ничего.
Вопрос: готовы ли люди 30–40 лет подряд без всяких реальных гарантий каждый месяц отстёгивать заметную часть зарплаты такому правительству? Так что ключевой вопрос тут: кто, кому и что гарантирует? По плану Минфина получается, что народ из собственной зарплаты ценой неизбежной потери части трудового дохода гарантирует невероятное процветание тем самым «правильным ребятам», которым высочайшим указом будут доверены его средства. При этом речь не просто о больших, невероятных, грандиозных деньгах. Потому что во всём мире нет никого богаче пенсионных фондов. Даже самые крупные банки, самые разжиревшие миллиардеры – пылинки и карлики рядом с их капиталом. Скажем, крупнейший пенсионный фонд в США, кстати, федеральный, к 2019 г.. накопил 2,72 трлн долл., что по курсу даёт 177 трлн руб., или примерно 10 годовых бюджетов России. Всего в мире 8 пенсионных фондов с активами более полутриллиона долларов, среди них японский, норвежский, австралийский и южнокорейский. Пенсионных фондов с активами более 100 млрд долл. в мире 23 штуки. При этом, что интересно, российский Пенсионный фонд в их число не попадает.
Что в итоге? Представим, народ поверил плану Минфина, начал отстёгивать пенсионные на добровольной основе. Пускай в среднем 5% зарплаты. С учётом размера фонда оплаты труда по РФ это даёт 2,4 трлн руб. в год. То есть по плану Минфина в чистом поле, с нуля возникает некая организация, сидящая на невероятном, ошеломляюще огромном, завораживающе гигантском капитале. При этом, что важно, огромный доход – ежемесячный и гарантированный. Это оборот уровня самых крупных российских компаний. Практически второй «Газпром», вторая «Роснефть». За 30 лет в кармане этой чудесной организации простым самотёком накапает никак не менее 70 триллионов! Что от них останется уже лет через 10–15 – бог весть. Сдержат ли за грядущие десятилетия будущие правительства хоть часть обещаний или опять и не раз круто запустят руки в народный карман? Ясно одно: те, кто сядет на такой капитал, в старости точно не пропадут.
«Аргументы недели», Константин Гурдин