Так вот наше здравоохранение реформировалось, реформировалось и выреформировалось в ноль. Все? Нет. Чуть-чуть осталось. Но за отдельные деньги. Наша медицина, она как-то странно делится. На платную и бесплатную. Мне, директору Издательского дома, слушать про бесплатную медицину смешно. Смешно до слез. На протяжении тридцати лет мы платим налоги, в том числе и взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Много платим. Ежемесячно. А потому всем своим сотрудникам я всегда говорила: смело идите в любую больницу, за вас заплачено.
Из наших налогов и сборов на «бесплатную медицину» собрано:
Бюджет ФОМСа Новосибирской области на 2020 год: 40 миллиардов рублей. По 15 тысяч на каждого жителя.
Бюджет министерства здравоохранения Новосибирской области на 2020 год: 53 миллиарда рублей. По 19 тысяч на каждого жителя.
Итого 93 миллиарда. По 34 тысячи на душу населения.
И это не считая многомиллиардного финансирования федеральных новосибирских клиник, которое ведется из российского бюджета, то есть тоже из наших налогов и сборов.
Однако времена меняются, десятки миллиардов растворяются, а в больницах и поликлиниках все каким-то таинственным образом поисчезало. Первыми стены больниц и поликлиник покинули врачи и медсестры, за ними пропало оборудование и медикаменты. В целом в условно бесплатной медицине осталось немного ватки, спирта, китайских (пока еще есть) антибиотиков и усталых женщин. Что появилось? Неработающие электронные очереди и медперсонал из бывших братских республик. Такая картина не может радовать. И не радует.
Что же такое случилось? Да реформа здравоохранения случилась. Как всякая реформа в нашей стране, она потерпела крах, о чем признали на самом верху и, вероятно, с болью в сердце помянули всех безвременно усопших в процессе реформирования. Но вместо того чтобы вылечить уже имеющихся граждан, решили, потратив немножечко денег, нарожать свежих. Однако же и тут государство в лице его здравоохранителей поджидает пренеприятнейший сюрприз. Уже свеженарожденное население тоже имеет тенденцию болеть часто, причем сейчас особенно часто, учитывая экологию и качество питания.
Но вернемся к тем, кто пока еще жив. Хотя уже не здоров. Для них в Новосибирске доброжелательно распахнуты двери многочисленных платных центров. Там их встречают знакомые (зачастую до боли) лица врачей из районных больниц и поликлиник. Тех самых узких специалистов, к которым очереди в госмедицине просто не дождаться.
Не знаю, как на сегодняшний день, но несколько лет назад Новосибирск занимал третье место в России по количеству платных медицинских центров. По доходам на душу населения не занимал, а вот по платной медицине — да. Мы, конечно, могли бы запросить новосибирский минздрав о количестве платных медико-консультативных центров, но поскольку привыкли получать от их пресс-службы хамство и вранье… (Чего только стоит их прошлогодний ответ, уверявший, что в нашей «скорой» все просто отлично с загрузкой и у врачей зарплата по 70 тысяч. Ответ, через две недели после которого медики «Скорой» вышли на митинг против дикой перегрузки и копеечных зарплат).
Так что не будем отрывать новосибирский минздрав от приятного осваивания 53-миллиардного бюджета и соберем данные сами.
По данным сайта prodoctorov.ru:
На наши деньги из налогов и сборов в Новосибирске наличествует 151 государственное медучреждение, включая 10 роддомов и 20 женских консультаций.
На наши дополнительно уплачиваемые деньги в Новосибирске работает 406 частных медцентров и клиник, не считая стоматологии (247), лабораторий по сдаче анализов (76) и косметологических клиник (38). Итого — 767 мест, куда мы идем и платим.
Меня давно мучил вопрос, а почему «бесплатные» больницы и поликлиники не отменят совсем? Понятно, что тогда будет как-то в целом нелогично собирать с нас налоги и сборы на «бесплатную» медицину. Но в современных реалиях такой расклад уже давно никого не смущает. Государство, как обычно, заставит народ немножко попрыгать на месте и внимательно прислушается: не звенит ли у граждан в кармане какая-нибудь монетка? И услышав вожделенный звон, введет нам очередной налог. Ну, к примеру, на жизнь. Или за неактивное формирование нами, как изящно сформулировано в новых поправках в Конституцию, «ответственного отношения граждан к своему здоровью».
Так что нет. Здесь нечто иное. А что? А вот что! Сейчас, в эру современных цифровых технологий, даже такое порицаемое врачами занятие, как самолечение, шагнуло далеко вперед. Набираешь в Яндексе всего несколько запросов: симптомы, диагноз, лечение, доходишь до ближайших аптек (именно до ближайших, потому что их возле каждого дома как минимум две), и дело сделано. Одно из двух: ты либо выздоровел, либо помер. И в каждом из этих случаев медицина в пролете. Ведь и у выздоровевшего, и у безвременно усопшего есть (есть-есть) немного денюжков. И взять их у него — вот в чем задача! Значит нужно сделать что? Предложить ему что-нибудь «бесплатное». Так работала косметическая фирма Desheli. Дамы приходили на бесплатную процедуру, а уходили без денег или с кредитом и чемоданчиком ненужных фуфыриков. Вы скажете: мошенники? А те, кто собирают миллионы, скажут, что ничего подобного.
Так же и с поликлиниками, ставшими этакими фильтрационными пунктами. Вы приходите на бесплатный прием в государственную медицину, стоящую вам, новосибирским налогоплательщикам, 93 миллиарда рублей в год. И прием действительно бесплатный. Только вот из всех достижений современной медицины тут есть ватка, немного спирта, гипс, тарная дощечка, тонометр с протертой резинкой и очень усталые женщины.
Это все. УЗИ, МРТ, КТ и прочие научные достижения прошедших десятилетий — это не тут. Из анализов только самые простейшие. Их, наверное, еще в войну брали. Чуть в сторону от примитива — и это не тут, и только за деньги. Вот и происходит такой простейший «сепарейшен»: распределение после «бесплатных» приемов по платным медицинским центрам. Иначе народ бы просто попомирал в пользу исключительно похоронных контор.
По данным Новосибирскстата, прейскурантов частных клиник и обзоров СМИ за 2018 год (свежее данных пока нет):
Рынок платных медуслуг Новосибирска в 2010 году: пять миллиардов рублей, в 2018 году: 17,2 миллиарда (по 11 тысяч на каждого жителя).
Только в восьми ведущих (из 406) частных клиник Новосибирска количество первичных пациентов — 425 тысяч, повторных пациентов — 700 тысяч.
Только в этих восьми клиниках количество штатных врачей — 482, совместителей 391.
Стоимость первичного приема в частном медцентре — от 1000 до 2100, повторного приема — от 600 до 1800 рублей. И это только прием, не считая стоимости анализов, обследований и, собственно, самого лечения.
{article type=»k2″ id=»23680″}[div class=»introduced»][link]
[title] [/link] [/div] {/article}
Кстати, если кто-то считает, что платный медицинский центр — это панацея и спасение, то вынуждена огорчить. Думаете, что там, в развитом капитализме, все как положено? Товар — деньги — товар? Тот, кто так думает, может спокойно проходить дальше на кладбище. Вы, товарищ, не в магазине. Нет, деньги у вас, разумеется, возьмут. И будут долго, со вкусом, с чувством, толком и расстановкой обследовать. Если вам поставят диагноз, это вам крупно повезло. Уж лечить-то вас точно никто не будет. Да, собственно, и нечем. И некому. Нет, существует в Новосибирске некоторое количество частных клиник с приличным оборудованием за неприличные деньги. Но в остальном… Зайдите полечиться, к примеру, в Медицинский консультационный центр на Красном проспекте, 52, что расположен прямо в здании самого мединститута. Там, кроме эффективных менеджеров, которые возьмут с вас деньги и отправят к доктору в государственную клинику, столов и стульев, больше ничего и нет. Ах, да! Кассовые аппараты! Как можно было забыть.
Вот я и еду в Томск. С надеждой. Ведь повезло же мне пару лет назад вдрызг разнести себе ногу в Дивногорске Красноярского края. И попасть там на операцию в прекрасную, ухоженную и оснащенную местную государственную больницу. И увидеть, что такое, оказывается, бывает. И послать после этого письменную благодарность министру здравоохранения — за то, что оно, здравоохранение, там наличествует. У нас, в Новосибирске, что интересно, министерство здравоохранения тоже есть. И бюджет у него не намного меньше красноярского. А здравоохранения нет. Зато непонятно зачем есть министр Хальзов. Что он там делает, неясно. Наверное, лицензии на открытие новых частных медцентров выдает…
фото: berdsk-online.ru
Еще у нас есть много-много депутатов. Которых мы выбираем (причем очередной раз уже довольно скоро, в сентябре) для того, чтобы они защищали наши интересы. Наши, а не свои, как зачастую бывает. А поэтому у меня и моих коллег вполне естественно возникают вопросы: а чем занимались наши уважаемые депутаты все пять лет своего депутатского срока в разрезе защиты нашего здоровья? Какие медицинские учреждения находятся на их округах? В том числе платные? Уменьшилось их количество или увеличилось? Что конкретный депутат сделал за время своего избирательного срока для улучшения ситуации с здравоохранением на своем округе? А ведь делают! Вот, к примеру, депутат Александров помог поликлинике №7 купить флюорограф. Правда, тут же возникает вопрос: а почему в седьмой поликлинике не было флюорографа до сих пор?
Из поправок в Конституцию, предлагаемых президентом РФ В. В. Путиным:
Добавить в п. ж. ст. 72. «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся…
ж) Координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи…»
Добавить в п. 1. ст. 132 Конституции «Органы местного самоуправления… решают иные вопросы местного значения, а также, в соответствии с федеральным законом, обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи».
А ведь депутаты — Законодательного собрания и Новосибирского горсовета — это и есть наша власть субъекта Федерации и наше местное самоуправление. И уж если сам Путин предложил внести не куда-нибудь, а в Конституцию такую их обязанность и ответственность… То тем более немаловажен вопрос: а что планирует сделать для здоровья своих избирателей депутат в будущем, если избиратели сочтут нужным переизбрать его снова? Эти и другие вопросы мы разошлем депутатам и будем с нетерпением ждать от них ответов, по результатам которых будем делать публикации и собирать Круглые столы по проблеме охраны здоровья избирателей. Самыми заинтересованными в этом должны быть сами депутаты, ведь если мы все вымрем, то кто же будет за них голосовать?
Элеонора Соломенникова