Ну вот и убедил, и досудил… Напомню, что сделка России с ОПЕК по снижению уровня нефтедобычи позволила в свое время вдвое поднять упавшую цену на нефть — с 30 долларов за баррель до 60 и выше. Что при объеме российского экспорта в 5 млн баррелей в сутки позволило вдвое поднять и доход страны от экспорта нефти — до 300 млн долларов в день и более. Но вот тут в мире случился коронавирус, спрос на нефть уменьшился, цена поползла было вниз — и Саудовская Аравия предложила странам ОПЕК и России совместно снизить добычу еще на 1,5 млн баррелей в сутки, чтобы цену удержать. Но к этому моменту государственническая позиция Игоря Ивановича наконец победила. И наш министр энергетики Александр Новак, реализуя эту позицию, вдруг резко заявил ОПЕК: «Нет! На это я пойтить не могу»!
И вот — теперь 1 апреля, аккурат в День дурака, сделка будет расторгнута. А цена нефти, даже не дожидаясь этого дня, немедленно рухнула — на сегодня уже не 60 долларов, как еще месяц назад, а всего 34 доллара за баррель. То есть за эти 5 млн баррелей в день России теперь достается 170 млн долларов. Таким образом ныне «государство богатеет» ежедневно на 130 млн долларов меньше, чем еще неделю назад.
Зато теперь можно качать и экспортировать нефти сколько хочется. Вот только… во-первых, тогда и цена на нее будет падать. А во вторых — как сообщил находящийся в шоке от такого решения российского руководства совладелец «Лукойла» Леонид Федун — наши компании смогут нарастить экспорт нефти максимум на 2-3%. Что при сегодняшней цене даст прибавку не более 5 млн долларов в день. То есть чистых российских потерь в нынешних ценах от разрыва сделки с ОПЕК — 125 млн долларов в день, 45,6 млрд долларов в год, что по сегодняшнему курсу составляет 3,33 триллиона рублей.
Ну а впереди все еще веселее. Потому как одна только Саудовская Аравия пообещала выставлять на рынок с апреля дополнительно 2,5 миллиона бареллей — половину от российского экспорта. За ней увеличат поставки Ирак и Кувейт. И все эти три страны объявили сегодня, что понизят стоимость своей нефти на 5-6 долларов. Нетрудно понять, что после этого цена нефти рухнет как минимум до 25 долларов за баррель. И потери России от экспорта нефти составят 175 млн долларов в день, что в годовом исчислении 63,9 млрд долларов или 4,7 триллиона рублей. А это, для понимания, сумма, равная четверти доходов годового бюджета России.
И вот за это и бюджет РФ, и отечественные нефтекомпании могут быть благодарны Игорю Ивановичу за его государственнические и лоббистские таланты.
Кстати, нефтекомпании могут быть благодарны не только за это. Из-за падения экспортных цен на нефть и нефтепродукты в обратную сторону заработает правило демпфера для отечественных нефтепереработчиков, действующее с июля 2018 года. По этому правилу, если экспортные цены на топливо оказываются выше условной внутренней цены, нефтепереработчики получают компенсации из бюджета. А если экспортные цены ниже — уже компании доплачивают в бюджет. И эксперты, как выяснил «Коммерсантъ», уже подсчитали: при сохранении сегодняшней цены нефти и курсе доллара нефтепереработчики будут платить в бюджет по демпферу по 35 млрд рублей в месяц. И ладно бы платила одна государственная «Роснефть» Игоря Ивановича с ее девятью НПЗ, и отобранная «Башнефть» с тремя — это было бы понятно: главный захотел показать американцам «кузькину мать», придется рассчитываться. Но ведь есть еще вышеуказанный «Лукойл», «Газпром», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз» и более мелкие компании, совокупно владеющие еще 20 НПЗ. Те, кто вовсе не лоббировал разрыв сделки с ОПЕК, приведший к обрушению цены на нефть. Но платить в бюджет им все равно придется, хотя убытки бюджета России от обрушения цены на нефть эти платежи не покроют.
В общем, спасибо Игорю Ивановичу могут сказать все: и бюджет РФ, и отечественные нефтедобытчики, и граждане страны, где вслед за нефтью обрушился и продолжает падать рубль. Хотя вот единственную искреннюю благодарность от имени американских автовладельцев высказал пока только президент США Дональд Трамп, поскольку вслед за падением цены нефти в Штатах на 10% подешевел бензин.
И кстати о США, нефтедобытчики которых, по мнению Игоря Ивановича, получали выгоду от сделки России и ОПЕК, качали дорогую в добыче сланцевую нефть и лезли с ней на мировой рынок. Там да, действительно, низкая цена может притормозить сланцевую нефтедобычу, особенно когда мировые цены провалятся еще ниже сегодняшней. И получится, что разрывом сделки с ОПЕК Россия поступила-таки назло американским нефтедобытчикам. Вот только вся американская «нефтянка» — это менее 1% от ВВП США. Так что даже от половинного уменьшения доходов нефтедобычи ни ВВП, ни бюджет США особо не пострадают. А российская «нефтянка» — это более 10% от нашего ВВП. Проще говоря, для России доходы от нефти десятикратно значительней, чем для США. А выходом из сделки с ОПЕК Россия уменьшила эти доходы на 40 процентов сегодня, а с апреля — на 60 процентов.
Всем известна поговорка про маленького мальчика, который назло маме уши отморозил. И это бы ладно, когда только себе. Но вот когда такой мальчик вырастает и становится личностью в экономике, то он отмораживает уши уже не себе, а всем.
Яков Самохин