«Еще Высоцкий предупреждал: «Очень вырос в целом мире гриппа вирус» — напомнил Алексей Георгиевич, — В отличие от чумы или каких-либо геморрагических лихорадок, он дает обычно смертность самую малую, но опасен массовостью, постоянно убивая легочными и прочими осложнениями людей с ослабленным иммунитетом. Именно вирус гриппа А вызывает не только сезонные вспышки, но и пандемии, которые случаются раз в несколько десятков лет, а то и через десятилетие.
Когда люди начали болеть гриппом? В 412 году до н. э. сам Гиппократ описал вспышку респираторного заболевания, очень похожего на грипп. Весьма похоже на грипп и то заболевание, вспышка которого отмечена в Англии в XII веке. С XVI века мы уже точно можем говорить о гриппозных пандемиях. При этом пандемия 1729 года началась в России, а 1830 года — в Китае.
В 1918 году разразилась самая страшная пандемия особо злостного гриппа, распространению которого помогли многомиллионные транспортные потоки, связанные с перемещениями людей в период Первой мировой войны. Никто не знает, сколько погибло тогда людей: по самым скромным оценкам, около 40 млн человек. Это при том, что сто лет назад все население земного шара было меньше 2 млрд, причем переболело до трети землян. Это пандемия получила название испанского гриппа, или «испанки».
Именно «испанку» имели в виду Ильф и Петров в «Двенадцати стульях», когда упоминали коварную простуду периода Гражданской войны, которая раньше укладывала человека на три дня в постель, а теперь в те же три дня убивала его.
Достаточно сказать, что в марте 1919 года от гриппа умер 35-летний глава советского парламента Яков Свердлов. Он вошел в те 6% смертности, которые давала эпидемия, вызывая тяжелое воспаление легких. Для гриппа такой процент смертности — это очень много, ведь современный коронавирус убивает в два-три раза меньше.
Кстати, можно не бояться второго пришествия «испанки», ибо человечество готово. Дело в том, что вирус 1918 года удалось восстановить и изготовить вакцину. Это был триумф американских вирусологов, которые в 2003 году сумели из легких людей, которые умерли в 1918 году и были похоронены в вечной мерзлоте, сначала получить небольшие уцелевшие кусочки вирусной РНК, а потом объединить их в целые гены.
Возникновение подобных «убойных» вирусов в будущем все равно возможно, если не сказать неизбежно. Однако и вирусологи не лыком шиты — хорошо представляя себе строение вируса гриппа, они быстро создают эффективные вакцины.
После испанки был сорокалетний период затишья, а затем оно закончилось, и пандемии следуют гораздо чаще, чем раньше. Это пандемии 1957, 1968 и 1977 годов. И, наконец, очень большая пандемия разразилась в 2009 году.
Следует иметь в виду, что вирус гриппа, вопреки широко распространенному мнению, вызывает у человека стойкий иммунитет. Проблема в легкой изменчивости вируса, который обитает внутри животных и птиц, а потом, накопив изменения, переселяется, если удается пробить имунный барьер, и к человеку. Так что всякий гриппозный человек каждый раз болеет уже измененным вирусом гриппа.
В 2009 году только в США свиным гриппом переболел каждый пятый — до 60 миллионов. Так что человечество и далее будет жить с гриппом — это привычный всем нам вызов».