«Поминая чуму, мы чаще всего, если не вообще всегда, имеем в виду именно события середины XIV века, — говорит Денис Михайлович. — Тогда по усредненным подсчетам погибла треть населения Европы.
Разделение человечества на Западную и Восточную цивилизации представляется достаточно условным, но именно на их стыке и возникло такое культурное явление, как «чума».
В Китае эпидемия началась несколько раньше, чем в Европе, и оказалась не менее разрушительной, внеся значительный вклад в ополовинивание населения Поднебесной в течение неполного ХIV века. Другой причиной демографического спада стало господство монголов, которое, в свою очередь, тоже было ослаблено чумой, что в итоге привело к восстановлению китайской правящей династии.
И в Китай, и в Европу чума пришла из естественных очагов Монголии, главную роль в ее распространении сыграла империя Чингисхана. В 1346 году золотоордынский хан Джанибек, воюя против итальянских колоний в Крыму, в очередной раз осадил Кафу. Легендарное описание этой осады включает в себя знаменитейший эпизод «бомбардировки» города трупами умерших от чумы, которая разыгралась в войске хана. Позднее это тактическое изобретение назвали первым в истории применением бактериологического оружия.
К этому моменту европейский христианский мир и ближневосточная исламская цивилизация уже были густо заселены, что сопрягалось с обширным набором культурных, политических, социально-экономических подвижек, получивших в дальнейшем устойчивое обозначение — «Средние века». Теперь ко всему добавилась стремительно разрастающаяся пандемия, ставшая причиной нового кризиса.
Воздействие этого фактора на историческую ситуацию колоссально. Он стал судьбоносным и переломным для самых разных сторон государственной, общественной, культурной жизни.
В социальном плане остро был поставлен вопрос о противопоставлении бедных и богатых в виде тезиса «чума — болезнь бедных». В экономическом — привел к трансформации феодальных отношений. В Англии, например, на фоне сельскохозяйственного кризиса лендлорды пытались навязывать работникам боле низкие цены на продукт их труда, что вызвало крестьянскую войну, сокращение феодальных повинностей и формирование полноценных рыночных отношений.
Главной силой в борьбе с пандемией выступила государственная власть. Популярное ныне слово «карантин» появилось в Венеции и обозначало «время из сорока дней» — на этот срок запрещался вход прибывших в порт кораблей. Санитарный контроль, грубый и бесцеремонный, стал, по сути, единственным средством борьбы с эпидемиями.
К концу XVII века, не в последнюю очередь благодаря этим мерам, на Западе чума отступила, в то время как на Востоке, по представлениям европейцев, чума продолжалась.
Используя отработанные санитарные ограничения, Европа самоизолируется и в дальнейшем все больше противопоставляет себя «чумному» Востоку. Таким образом Запад обрёл свою идентичность, противопоставив ее остальным цивилизациям.
Федор Буров