Одним из главных трендов этого лета становится «игра в жертву». При этом есть две разновидности — «жертва режима» и «жертва покушения». Первую регулярно применяют кандидаты Коалиции «Новосибирск 2020», когда сообщают о приводах в полицию, разбирательствах в избирательных комиссиях, судах и т. д. В Новосибирске разыгрывать жертву столкновения с полицией бессмысленно — стражи порядка у нас мирные, а потому метод провокаций на митингах здесь бессмысленный. Зато кандидаты Коалиции регулярно сообщают о «двойных стандартах» отношения властей к агитационным мероприятиям, подчеркивая, что «Единой России» и КПРФ разрешают все, а им запрещают. Отдельные прецеденты есть, но после анализа общей картины видно, что 90-95% случаев надуманны и происходят из-за юридической неграмотности самих кандидатов.
Второй тип жертвы вышел из 90-х, когда некоторые кандидаты, например, сами взрывали свои автомобили, сами себе подбрасывали письма с угрозами, обвиняя политических конкурентов, закрепляя за ними образ бандитов. Лет 20 назад такое могло быть эффективным, поскольку сразу вызывало резонанс ввиду ограниченности медиаисточников. В наши дни ущербность этого метода заключается в том, что подобные сообщения во-первых, быстро теряются в общем информационном шуме, так и не достигая электората, а во-вторых, могут стать поводом обвинения во лжи самой «жертвы». Хотя бывают и реальные нападения. Фейк ли это, либо угроза реальна — этот вопрос разбирают уже правоохранительные органы.
Особо стоить выделить «листовочные войны». Расклейка листовок — один из главных методов работы на визуальное узнавание кандидата и благодаря относительной дешевизне применяется массово, тоннами макулатуры пополняя городские свалки после выборов. В процессе кампании происходят нескончаемые круговерти: первые клеят, вторые идут следом — срывают, третьи — клеят другие листовки, четвертые — снова срывают, и так далее, по кругу… Как правило это тихий процесс, обсуждаемый только в штабах кандидатов. Но в этом году коммунисты сделали из «листовочных войн» самостоятельные информационные поводы. В Ленинском районе тему развивает депутат заксобрания Роман Яковлев и идущие на смежных с ним округах кандидаты в горсовет, регулярно обвиняя соперников в грязной борьбе. Также сообщения о «силовом изъятии» конкурентами агитационных материалов поступают от коммунистов из Октябрьского района. Еще более серьезный накал страстей в Заельцовском районе, где КПРФ соперничает с застройщиком Ильёй Поляковым. Там кандидаты-коммунисты сетуют не только на срыв листовок, но и на срезание больших баннеров. Для этого требуется особая техника или как минимум промышленные альпинисты, расценки которых немалые — впрочем, если бюджет у кампании высокий, то это не проблема.
Скандалы с однофамильцами постепенно затухают по мере завершения судебных разбирательств. Из заметных можно выделить однофамильцев Курочкиных в Первомайском районе и Поляковых в Заельцовском. По одному округу во время голосования однофамилец может оттянуть 3-4% голосов невнимательных избирателей, что при высокой конкуренции весьма резонно. Но, к примеру, в случае с Поляковым довольно странным выглядит то, что его однофамилец выдвигался по другому округу, при том не в Заксобрание, а в горсовет. Вероятно, что это уже не «спойлер» кандидата, а скорее его же «торпеда» — претендент, действующий в его же интересах и призванный наговаривать на конкурентов.
Ближе ко дню голосования ждем появления новых характерных технологий и скандалов, связанных с подкупами избирателей, обвинениями в злоупотреблении административным ресурсом, завалы жалобами избиркомов и многое другое.
Алексей Голомазов