Новосибирцы практически остались без помощи государства в борьбе с коронавирусом. В медицину уже никто не верит, помощи ждать неоткуда. До поликлиник дозвониться невозможно, «скорая» не приезжает. Горожане активно занялись самолечением и скупили разом все антибиотики. Несмотря на все заверения властей, что дескать лекарства в аптеках и на складах есть, в их полном отсутствии можно легко убедиться, не выходя из дома по агрегаторам цен lekvapteke.ru и apteka.ru. По данным справочника 2ГИС (приложение «Аптеки»), к примеру, «Цефтриаксон» вчера был всего в 19 аптеках мегаполиса.
Судя по результатам поиска, в новосибирских аптеках закончились многие виды противовирусных. В том числе одни из самых популярных «Ингавирин» и «Полиоксидоний». В наличии пока есть «Эргоферон» и «Циклоферон». О проблемах с лекарствами и когда они появятся, НДН.инфо поговорил с главой Ассоциации фармацевтических организаций Новосибирска Эдуардом Майером.
— Эдуард Николаевич, люди говорят о нехватке в аптеках целого ряда антибиотиков, которыми сейчас лечат вирусные пневмонии. Это действительно так?
— Возник ажиотажный спрос на антибиотики, производители не могут мгновенно удовлетворить этот спрос, нужно какое- то время для разбега. Некая напряженность, конечно, есть. Основные виновники происходящего — это телевидение и масс-медиа, которые нагнетают страхи. Нагнетается истерия, и в результате, люди приобретают лекарственные препараты, мощные антибиотики там, где надо и не надо, часто по связям, без рецепта и назначения врача. Я думаю, половине тех, кто хватает сейчас антибиотики, они и не нужны.
Все этой ситуацией сегодня озадачены, как производители, так и дистрибьютеры, ритейл. Ведется соответствующая работа и, думаю, в ближайшие две-три недели ситуация нормализуется. Нехватки в аптеках антикоагулянтов (препаратов, разжижающих кровь) пока не наблюдается.
— Врачи часто назначают антибиотики сразу, еще до того, как пневмонию показал рентген. Такие действия сейчас оправданны?
— Когда вал вызовов и медицина не справляется, врач действительно иногда вынужден принимать решение о назначении антибиотиков, не имея КТ-подтверждения пневмонии. В данном случае действия врачей оправданны — пока будем заниматься рентгенами, процесс может зайти далеко. Главное не допустить ситуации, когда часть больных вообще никакой помощи не получит. Сама клиническая картина может подсказать врачу, что появились опасные осложнения — хрипы в легких, учащенное сердцебиение, высокая температура, слабость и прочее.
Антибиотики не действуют против вирусов, об этом знают все. Но где-то через 6-10 дней после того, как вирус проник в организм, могут начаться микробные осложнения, и последствия могут быть очень серьезные. Бактериальная пневмония может свести в могилу.
— Когда-нибудь в Новосибирске уже наблюдался подобный дефицит лекарств?
— Ничего подобного в Новосибирске на моей памяти в таком масштабе еще не было. Это первая большая эпидемия, к которой подключились СМИ: люди бегают в панике и расхватывают лекарства. Но я должен отметить, что, если бы такая эпидемия случилась в условиях СССР, мы бы справились с ней одной левой. В то время были хорошо отлажены все направления практической медицины, в том числе и борьба с инфекционными заболеваниями: в начале шестидесятых годов двадцатого века в Москву была завезена из Индии страшная инфекция — черная оспа. Вспышку этой инфекции подавили в кратчайший срок, да так, что страна этого и не заметила. А сейчас какой уже месяц возятся с банальной простудной инфекцией, и успехи довольно скромные. Они (успехи), правда, лучше, чем в США, но там ведь практически нет государственной медицины, а у нас разогнали еще не всю, остатки сохранились. И в этом плане надо делать выводы. Надо повышать уровень организации здравоохранения, а не разваливать его.
Нужно иметь в виду, что весь XXI век нас будут преследовать вирусные эпидемии; кроме того наши заклятые друзья будут применять биологическое оружие. Так что медицинский порох надо держать сухим, инфекционную службу укреплять и на медицине не экономить.
— Говорят, что якобы Москва скупает все лекарства, поэтому их не хватает в регионах. Правда или домыслы?
— Думаю, это тоже нагнетание. У людей паника, виноваты в том, что она есть, прежде всего масс-медиа, у нас гораздо больше (в десятки раз) погибает людей от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, от туберкулеза, чем от коронавируса. Причем от туберкулеза люди умирают постоянно, а коронавирус был, а через год его не будет. Правда, нам к тому времени могут забросить какой-нибудь другой вирус.
— В стационарах лекарства есть?
В стационарах есть. Но проблема в том, что в стационар не попадешь, наплыв пациентов огромный. Тут же еще организационный вопрос. Представьте, вас, журналиста, заставят к завтрашнему дню опубликовать 200 страниц текста. Вы сможете? А врач должен увеличить свою нагрузку в несколько раз. Это же все произошло внезапно. К сожалению, вирусные эпидемии у нас будут повторяться, поэтому надо выстраивать структуру, готовить специалистов.
Ажиотажный спрос на лекарства наверняка спровоцирует продажу медикаментов с рук. Приобретать их таким образом не надо ни в коем случае. Тут и отравиться можно. Мало ли что вам подсунуть могут. Только в аптеке и только по рецепту. Самим себе назначать какое-то лекарство опасно. Оно может накопиться в организме и навредить, даже убить. Надо помнить о том, что от неправильного приема лекарств люди у нас тоже умирают. Правда, об этом никто не пишет. Антибиотики — это не безобидная и порой даже опасная вещь.