— Новосибирские строители идут на рекорд 25-летия по объему сдачи жилья. С другой стороны, уже сейчас падает спрос на первичном рынке. Это пик? Дальше кризис? Или есть еще резервы для роста?
— Кризис идет уже последние несколько месяцев. Дальше, на мой взгляд, будет только хуже, поскольку кризис системный, и без преобразований на высшем государственном уровне сравнительно оперативно преодолеть его не получится. Если в области внешней политики, инвестиционной политики, вопросах институциональных преобразований в законодательстве, прежде всего для малого бизнеса и самозанятости, не произойдет тектонического сдвига в верном направлении, ситуация будет только ухудшаться. За два месяца с карты Новосибирска исчезло свыше 2 000 предприятий. Это серьезный показатель.
Рекорд 25-летия — это следствие определенной инерционности строительства как процесса. От идеи до реализации серьезного проекта проходит не один год. То есть девелоперы сейчас просто в ускоренном темпе завершают многие проекты, а надо смотреть на то, что закладывается на период 2016—2017 годов.
Спрос, безусловно, будет падать и дальше, поскольку платежеспособность населения и в абсолютном, и в относительном выражении снижается, в то время как строительство в определенных вещах заточено на импорт. Курсы доллара и евро волатильны, и предсказать их изменения в долгосрочном периоде сложно, как сложно предсказать и себестоимость строительства в будущем периоде.
— Вы говорили, что многие строительные компании могут, цитирую, «упасть и не встать» до конца года. Какой будет глубина падения в целом для рынка?
— Катастрофичный сценарий для ряда строительных организаций вполне возможен. Но к изменению уровня спроса в сторону снижения это прямого отношения не имеет. Напротив, в ситуации, когда на рынке останутся сильные игроки, которые смогут пройти кризис без масштабных потерь, они, вероятно, даже получат прирост клиентов. Покупать жилье будут всегда, в больших или меньших объемах, и со снижением предложения выбор будет ужиматься. А крупные девелоперы в перспективе смогут подстроиться под рынок, предлагая более экономичные варианты. В целом мой прогноз таков: количество вводимого жилья начнет падать по отношению к предыдущим периодам не позднее, чем с середины следующего года. Да, впервые за несколько лет в последние месяцы естественный прирост населения показывает отрицательную величину. Но не стоит забывать о потоке мигрантов, особенно из других регионов РФ.
— Очевидно, если ваш прогноз сбудется, город ждет рост числа недостроенных объектов. Готовы ли к этому власти и общественники?
— Готовы-то, может, и будут. Но с учетом текущей ситуации возможностей сделать что-то в сторону улучшения на местном уровне все меньше и меньше.
— Но можно ли избежать проблемы? Есть ли законодательные пути предупреждения новой волны митингов обманутых дольщиков?
— Конечно, есть! Государству надо просто публично признать серьезность проблемы и направить силы на поиски ее решения. Достаточно внести изменения в ряд федеральных законов или отменить некоторые, привлечь банки с высокой долей государственного участия, дать госгарантии под кредиты девелоперам, достраивающим чужие недострои, — и все! Это основные задачи, остальное будет делом техники.
— Речь идет о всероссийской проблеме. Неужели в Думе этого не понимают?
— Проблема как была всероссийской, так и остается. Ряд регионов решил ее полностью. Но в целом масштабы бедствия пугают, особенно перспективы его разрастания. Я не знаю, кто и что понимает в Госдуме, но результаты их деятельности нередко бывают плачевными. Так, с 1 апреля 2015 года госдумцами была зарезана возможность для регионов наращивать экономику проблемных объектов дополнительными земельными участками. А взамен-то ничего не принято! В результате в ряде субъектов федерации, в частности в Новосибирской области, приостановлено действие областных законов, позволявших решать проблему обманутых дольщиков, прежде всего, земельным путем.
— Субсидируемая ипотека способна сама по себе удержать рынок на плаву? Какова ее роль?
— Спасательный жилет способен сам по себе удержать вас на плаву, но плавать от этого вы не научитесь. Да и долго в холодной воде не продержитесь. Подобные вспомогательные меры имеют значение, но в текущей ситуации это, скорее, паллиативная помощь, а не спасение утопающих.
— Какие сценарии развития ситуации возможны?
— Разные. Самый реалистичный — падение спроса, снижение темпов строительства жилья, переход многих игроков рынка к стратегии выживания, рост числа незавершенных строительством объектов, падение доходов муниципалитета от продажи и аренды земли.
Первый по значимости ключевой фактор — наличие политической воли на высшем уровне. Желание оздоровить политико-экономическую ситуацию в стране в целом. Будет это — будем стабилизироваться, а затем расти. Остальное — производные. А уверенность в завтрашнем дне? Каким оно будет, завтрашнее дно? Может, еще и снизу постучат?
Павел Быковских
Фото предоставлено Александром Бакаевым