Абсолютно все сферы нашей жизни связаны с экономикой. Сегодня во главе всего стоит бизнес, а бизнесу нужна прибыль. А еще — сокращение времени оборота капитала. И тут речь не просто о массовых вещах, но и о коротко живущих. Например, вы купили новый гаджет. Через год-два-три он или сломался, или морально устарел. Вам нужно купить новый. Если 25 лет назад «Мерседес» был фактически вечной машиной, то сейчас через пару лет и его надо менять. Эти модели заранее делают так, чтобы через три года вам было выгоднее купить новую модель, чем ремонтировать старую.
«Бизнесу нужен электронный ширпотреб, — убежден основоположник цифровых технологий, член президиума РАН, доктор физико-математических наук и профессор МГУ академик Владимир Бетелин. — Вся электроника и бытовая техника стали именно такими — не высокотехнологичным товаром, а ширпотребом. Эта модель сформировалась за последние 30 лет. Еще более она вызрела с приходом цифровых технологий».
Но что есть цифровая технология в принципе? Это технология передачи сообщений. Стоимость передачи мегабита информации за десять лет снизилась более чем в тысячу раз. Но чип и компьютер — все это надо спроектировать, подготовить конструкторскую и технологическую документацию. Надо подготовить производство. Все это затраты времени и средств. А когда передается сообщение, не надо делать вообще ничего. Вы передали сообщение, и его уже нет. Это идеальный короткоживущий ширпотреб. В этом и суть цифровой экономики.
«И цифровой экономике нужно, чтобы люди погрузились в нее полностью, — считает В. Бетелин. — Цифровые компании уничтожают рабочие места за счет дешевых цифровых технологий. Эти компании выстраивают страну, в которой будет сотня-полторы миллионов крепостных и несколько миллионов хозяев».
Также успешно хозяева продвигают идею о том, что образование само по себе — это бизнес, а не подготовка кадров для страны. И закладывают это в официальные документы. Школы тем временем формируют, исходя из этих документов, образовательную программу и критерии успеха. Складывается ситуация, когда маленькому человеку говорят, что он или будет математиком и посвятит этому все силы и способности или его научат нажимать кнопки, и он будет делать это с удовольствием всю жизнь, не напрягаясь. И в этом таится самая большая опасность. Такая же большая, как и в самих гаджетах, которые внедряются во все сферы слишком активно. Молодые люди не хотят запоминать и усваивать, им куда проще извлечь из интернета абсолютно любую информацию и использовать ее.
Сегодняшняя молодежь страдает клиповым мышлением. Они не могут читать длинные тексты и привыкли к коротким сообщениям. Это формирует общество людей, которые ничего не помнят. И второй этап — общество людей, которым надо подсказывать, и они будут действовать согласно этим подсказкам. Это признаки легко управляемого общества.
«Сегодня сформировалось общество людей, которые верят пластмассовой коробочке, — уверен эксперт. — Целое поколение молодых людей, которые закрепощены этими псевдоинтеллектуальными вещами и не могут без них жить. Я уж не говорю про массу психологических проблем, которые в связи с этим возникают».
Но как же тогда быть с образованием? Решаться, по словам В. Бетелина, все должно комплексно, с четкой вертикалью приоритетов. Сейчас спрос определяют банки и различные консалтинги. А если в каком-то промышленном секторе, который будет развиваться как оборонный, под присмотром государства, появится повышенный спрос на технарей, то вузы, раз уж они поставщики образовательных услуг, тут же сформируют и предложение.
Изменится ли все это? Без глобальных действий на государственном уровне — нет. Но надеяться на лучшее все-таки хочется.
Подробности: Академик Владимир Бетелин: Гаджеты — главная опасность для наших детей — Аргументы Недели (argumenti.ru)