Своим мнением, к чему может привести столь широкие полномочия полиции, с корреспондентом НДН.инфо поделились известные новосибирцы.
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области, единоросс, получивший образование в Новосибирском высшем военном командном училище МВД СССР, Алексей Александров ратует за дисциплину и порядок:
«Наша страна не может жить по законам маленьких и демократических государств с развитой инфраструктурой. В большой стране другие правила. Гарантии полицейским презумпции доверия вводятся ради нашей безопасности, все к лучшему. У нас порой невозможно наказать провинившегося из-за ограничения полномочий полицейских. Иногда им надо реагировать мгновенно, а закон запрещает какие-то действия. Людям, которые не нарушают, нечего и бояться больше свободы действий полицейских».
Готов поддержать принятие таких поправок в закон и новосибирский госдумец, коммунист Александр Абалаков:
«В полиции выстроена жесткая система контроля за работой сотрудников правоохранительных органов. Но имеется дисбаланс в сторону ограничения между полномочиями и обязанностями. Полицейским порой сложно выполнять свои обязанности. Шаг влево, шаг вправо – попадаешь под ограничения постоянно. В то же время преступность стала более изощренной. Поэтому я считаю, что в данном случае лучше полицейским доверять, чтобы ограничения не мешали им эффективно выполнять работу. А система контроля за их работой выстроена очень хорошо».
Руководитель общественной организации «Авторитет» Григорий Шамраев относится к предложению дать больше дозволенности полицейским двояко:
«Главное, чтобы не начали злоупотреблять своей властью. В полиции ведь не только порядочные люди работают. Развяжешь им руки — неизвестно, как себя поведут…».
Юрист Алексей Крестьянов считает, что с расширением прав полицейских к ним параллельно будут и дополнительные требования:
«Обычно вместе с расширением полномочий ужесточается ответственность за превышение этих полномочий. На пустом месте такое расширение не происходит. Видимо, государственная машина где-то недорабатывает. Преступники при задержании не церемонятся. А полицейские вынуждены контролировать свои действия, чтобы не превысить свои полномочия. А в это время опасный преступник может исчезнуть из поля зрения. Во время операций захвата приходится применять жесткие меры, и нужно, чтобы они регламентировались законом».
Его коллега Константин Зиновьев считает такое расширение прав полицейских явным перебором:
«С теоретической точки зрения проект замечательный: максимальный объём полномочий полиции позволит в свою очередь максимально защитить права и законные интересы граждан. А вот на практике возникнет много проблем в процессе правоприменения. Например, что будет обеспечивать безупречность реализации расширенных полномочий и полного исключения опасности злоупотреблений? К сожалению, российская правовая действительность часто демонстрирует нам негативные примеры. Поэтому ведение подобных законов должно быть в едином пакете с комплексом норм, исключающих использование расширенных полномочий как во вред гражданам, так и во вред самому МВД».
В целом законопроект посвящен вопросам организации работы МВД. Принципиально новое в нем то, что декларируется новое отношение к полиции и полицейским, говорят его авторы. В частности, предполагается норма о том, что полицейский не подлежит преследованию за любые действия при выполнении своих обязанностей, если действия проводятся по основаниям и в порядке. Снимается запрет стрелять в женщин кроме тех, что «с видимыми признаками беременности», уточняет газета «Коммерсантъ».
Полиции предлагается также дать право на вторжение в частную жизнь. Досматривать граждан, их вещи и транспорт можно будет не только «при наличии данных» о том, что у них есть оружие или наркотики, как сейчас, но и если просто «имеются основания полагать» это. Для вскрытия автотранспорта предусмотрены дополнительные основания. Кроме предотвращения уголовных преступлений или спасения жизни граждан, вскрывать автомобили можно будет с целью обеспечения безопасности при массовых беспорядках и совершении административного правонарушения, если имеются основания полагать, что совершившее его лицо «находится в состоянии опьянения».
Инициаторы поправок закона о полиции заявляют, что хотят таким образом «способствовать сохранению высококвалифицированных кадров в органах внутренних дел и повышению уровня профессиональной подготовки» будущих сотрудников российской полиции.
Эльвира Корченко
Фото предоставлены комментаторами и sharij.net