Нет и точка
Недовольные закрытием Гусинобродских ярмарок, как в последнее время официально именовалась барахолка, 1 и 2 октября в кабинетах мэрии и зале администрации Октябрьского района говорили о невозможности перехода в торговые центры и просили о продлении работы барахолки. Глава города Анатолий Локоть отказал им в этом.
«Еще раз подтверждаю, что работа Гусинобродских ярмарок в прежнем формате, в формате нестационарной торговли прекратилась с 1 октября. Это требование федерального законодательства, которое должно быть обязательно исполнено. Наша позиция согласована и поддержана правительством Новосибирской области. В настоящее время торговые центры, расположенные по Гусинобродскому шоссе, готовы принять продавцов, желающих продолжить свою работу в цивилизованных условиях», — цитирует градоначальника пресс-служба главы города.
По словам исполнительного директора Новосибирского фонда защиты прав потребителей Евгения Митрофанова, присутствовавшего на встрече мэра с торговцами и владельцами ТЦ, проблема заключается не в нежелании продавцов Гусинки переходить под крышу торговых центров, а в том, что им действительно некуда идти.
Северный вариант
Дело в том, что владельцы ТЦ в районе Барахолки требуют с них высокий вступительный взнос (по разным оценкам, от 200 тысяч до 2 млн рублей – Ред.), заплатить который порядка 1,5 тысяч торговцев (именно столько человек остается, как говорят наблюдатели, в «подвешенном» состоянии – Ред.), по оценке Митрофанова, просто не в силах.
Юрист Алексей Крестьянов по этому поводу недоумевает и считает подобное поведение владельцев ТЦ поводом для будущих судебных разбирательств. «В Новосибирске в торговых центрах торгуют правами человека. За весьма нехилые деньги продают право на заключение договора аренды. Только конченный лох может купить то, что у него и так было, есть и всегда будет. Право купить невозможно!!!» — написал он на своей странице в Facebook (орфография и пунктуация сохранены).
Без взноса их готов принять гендиректор ТЦ «Норд Сити Молл» Ваган Авакян, о чем заявил в присутствии городских властей сегодня. Готовы переехать в северную часть города и сами торговцы. Однако, НСМ еще не достроен. Техническая сдача объекта произойдет не раньше конца октября, после чего продавцы смогут перевозить туда свое имущество. Но затем еще не менее двух месяцев уйдет на получение разрешительных документов, чтобы в ТЦ можно было впускать покупателей. А значит, откроется он только в начале 2016 г.
При этом средства у продавцов находятся в обороте, закуплен товар, причем отчасти в кредит, который теперь просто негде реализовать. А в январе нужно уже готовиться к весеннему сезону, закупать новые партии, но на что?
Есть варианты перебраться в полупустые ТЦ на разных окраинах города. Там будут рады любому новому арендатору. Но предприниматели Гусинки считают, что покупатель туда не поедет. По мнению Евгения Митрофанова, единственным выходом было бы очередное продление работы барахолки в прежнем режиме до сдачи «Норд Сити Молла», что позволило бы удержатся на плаву этим 1,5 тысячи бизнесменам и сохранить их, как налоговую базу. Бюджету ведь любая копейка сегодня, как никогда, кстати. Тем более, напоминает он, что весной мэр уже переносил сроки закрытия рынка. И никто не бросит в него камень, если он сделает это вновь.
Глава города, однако, в очередной раз идти на попятную похоже не собирается. Мэрия, как сообщает пресс-центр, предложит представителям ТЦ «усилить рекламную кампанию по информированию об условиях аренды в стационарных торговых объектах, расположенных по ГБШ, а также рассмотреть возможность более гибкой арендной платы, особенно на время переезда продавцов».
Локоть также намерен вновь встретиться с владельцами ТЦ и торговцами, «чтобы еще раз проинформировать их о возможностях перехода на цивилизованные формы торговли».
Как закрывали Гусинку
История с закрытием Гусинобродского рынка началась в 2012 г. Василий Юрченко (в то время — губернатор НСО — Ред.) поручил профильному министерству совместно с мэрией подготовить проекты предложений, чтобы с 1 января 2013 г. рынок заработал в соответствии с законом «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Согласно этому документу, с 1 января 2013 г. рынки могут располагаться только в капитальных строениях.
Гусинку было решено переносить в Пашино, однако сначала взбунтовались сами предприниматели, а затем и жители поселка. Позднее в дело вмешалось Министерство обороны, заявив, что на территории Пашино расположены стратегические объекты и строительство каких либо ТЦ там запрещено.
В итоге было принято решение перенести строительство ТЦ на пересечение Северного объезда и Мочищенского шоссе. Второй комплекс для предпринимателей Гусинобродского рынка было решено построить на базе бывшего ПАТП-8. Затем, весной текущего года, срок барахолке отмерил уже Анатолий Локоть, заявивший, что 1 июня рынок закрывается окончательно и бесповоротно. Но в итоге это решение было отложено на 1 октября. В настоящее время входы на рынок перекрыты. Оставили только два для того, чтобы продавцы смогли вывезти оттуда свое имущество. На это им дано 20 дней. На месте дежурит полиция.
С закрытием барахолки бюджет Новосибирска теряет 15 млн рублей, которые ежемесячно получал от продавцов с аренды муниципального имущества. В последнее время это 1630 металлических контейнеров. Все они в итоге пойдут в утиль, а вместе с ними станет историей и эпоха самого большого рынка Сибири. На его территории предполагается построить не то метродепо, не то автостанцию не то еще что-то. Однако, в текущих экономических условиях самым реалистичным из всех озвученных проектов является большой каток, который ближайшей зимой возможно зальют на месте, где когда-то кипела бойкая торговля.
Павел Быковских
Фото Алексея Чистякова