Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон выступает на митинге-молебне по случаю Дня народного единства 4 ноября 2015 г. (пл. Ленина, Новосибирск)
О создании регионального общественного движения РПЦ заявил в интервью ТАСС патриарх Кирилл. Цитируем дословно: «Наступает новое время, когда нам нужно поднять уровень администрирования всех процессов. Нужно сделать нашу работу реальной для регионов и не просто проводить время от времени какие-то парадные мероприятия, но сделать так, чтобы Всемирный русский народный собор становился важной общественной силой в регионах».
Для православной церкви, долгие годы считавшейся отделенной от государства (как и для авторов Конституции РФ), это — небывалые реформы. Но вполне предсказуемые, учитывая, что патриарх Кирилл долгие годы представлял интересы Русской православной церкви в зарубежных институтах. Если рассматривать его инициативу с этих позиций, то не удивительно, что глава РПЦ решил внедрить опыт передовых европейских государств в России.
И сейчас православная церковь является фактически государством в государстве. Со своей казной и идеологией. Но ее приверженцы уже оценивают возможности, которые даст им перспектива организации нового движения для создания крупной обособленной державы покруче Ватикана. Свой календарь РПЦ завела давно. А недавно ее официальный сайт буквально взорвался новыми предложениями. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин потребовал равного участия государства и церкви в принятии решений, которые связаны «с нравственным, духовным измерением жизни». Протоиерей также считает, что «каждый верующий должен отдавать часть своих доходов Церкви». И мнение православного духовенства и мирян должно стать «определяющим для принятия любых решений, касающихся настоящего и будущего».
Способна ли инициатива РПЦ повлиять на важнейшие, по мнению патриарха Кирилла, общественные процессы в РФ. И, как бывало не раз, не стоят ли за ней некие влиятельные силы. И вообще — представляет ли новая сила, по наблюдениям новосибирских политиков и социологов, на расстановку во властных структурах?
Алексей Осипов, политолог: Кто бы ни сдавал карты, несомненно, выиграет РПЦ
— Подозревать, что за инициативой РПЦ сегодня стоят конкретные партии и политики — неблагодарное дело. Но может быть, я ошибаюсь — инсайдерской информации у меня пока нет. А если поразмышлять, то «Единая Россия» тяготеет к многоконфессиональности и ломать свои принципы вряд ли будет в дальнейшем. КПРФ? Несомненно, поддерживающие некоторые ее идеи радикалы, такие, как НОД, могут примкнуть к движению. Но свою православную партию к грядущим выборам церковь вряд ли сумеет зарегистрировать. Да и нужно ли ей это сегодня? А завтра? Скорее всего, голоса активистов будут растягивать ЕР, ратующая за развитие через стабильность, ЛДПР с лозунгом «Вопреки всему, несмотря ни на что» и «Справедливая Россия», проповедующая социальные ценности. Если посмотреть в целом, то таким образом РПЦ приобретает сторонников не в одной, а сразу в нескольких партиях, тем самым усиливая свое политическое влияние в России. Кто еще будет выступать под эгидой в РПЦ? Хорошо бы не экстремисты, не раз пачкавшие ее знамена откровенным нацизмом. От этого будет зависеть репутация движения, а значит, и его место в PR-рейтинге.
Валерий Науменко, депутат новосибирского горсовета, КПРФ: В России давно идет сближение РПЦ и политических партий
— А что тут такого? Германия считается одним из столпов мировой демократии. При этом одной из ведущих политических сил в этой стране является Христианско-демократический союз, одним из представителей которого является нынешний канцлер Ангела Меркель. В России в последние 15 лет намечается сближение всех без исключения популярных в народе партий с РПЦ. Геннадий Зюганов, с которым я общался на эту тему, считает, что членов партии, к какой бы конфессии они не принадлежали, должна объединять глобальная цель построения такого общества, которое соответствовало бы их мировоззрению, не отрицающему понятий добра, справедливости. В данном конкретном случае православие не вступает в конфронтацию с КПРФ. У Кремля было несколько более-менее успешных проектов, но я бы не стал подозревать, что создается новая «карманная партия». Вряд ли РПЦ пытается пройти их путем, снизив свою популярность в разы.
Анатолий Кубанов, руководитель регионального отделения «Справедливой России»: Вряд ли власть способна манипулировать патриархом Кириллом
— Для России подобный поворот был неизбежен. Во всем мире намечается резкий рост популярности консервативных движений, пропагандирующих семейные ценности, добро, справедливость. В исламе их трактуют иногда с явным перехлестом. РПЦ не может остаться в стороне от этого процесса, учитывая, что патриарх Кирилл в свое время отвечал за международные связи церкви с окружающим миром. Человек с таким опытом не может быть чьей-то марионеткой в политической игре. Не собираясь обижать высокопоставленных светских лидеров, могу сказать, что манипулировать им они не смогут. Он не станет заложником госструктур. А вот патриарх, формирующий собственную политическую линию власти, заручившись поддержкой электората, разбросанного по разным партиям, сможет серьезно повлиять на жизнь нашего общества.
Дмитрий Асанцев, председатель горсовета Новосибирска: ЕР не выделяет РПЦ из числа остальных конфессий
— Церковь отделена от государства. Принципы добра и справедливости, которые заложены в основу Конституции и действующего в стране законодательства, должны и так соблюдаться. Без дополнительного лобби со стороны религиозных движений и организаций. У нас многонациональная страна, и правящая власть не может передать одной из них часть своих полномочий, поскольку это неминуемо приведет к конфронтации в обществе. «Единая Россия» стремится к миру, а привилегии, отданные несомненно массовой, но не единственной в стране религиозной организации могут вызвать раскол в обществе. Мы не стремимся к этому.
Надежда Вавилина, доктор социологических наук, ректор Нового сибирского института: это заявление патриарха – претензия на включение РПЦ в светское государство
— У нас Конституцию пока еще никто не менял, и по основному закону, по которому сейчас живет страна, церковь все еще отделена от государства. Но заявление патриарха Кирилла явно свидетельствует о претензиях на включение православной конфессии в светскую политическую жизнь. Если припомнить все происходившие в Новосибирске митинги с участием представителей этой конфессии, то окажется, что они почти всегда организовывались против чего-то: демонстрации «Тангейзера» в неудобоваримой для христиан трактовке, перформансов в храмах…
Но если бы организаторы движения переключились на позитив, который предполагает крестные ходы без участия в них националистов и митинги за здоровый образ жизни и семейные ценности, то региональное движение действительно сможет претендовать на массовость. Сегодня рано говорить о новой религиозной российской партии по примеру тех, что существуют в Европе. Как и о том, сколько приверженцев она сможет перетащить из уже существующих политобъединений. Но конъюнктурщики существовали всегда, и некоторые из них, несомненно, попытаются просочиться через сито РПЦ, если православная партия все же когда-нибудь будет создана. И ее электоральная поддержка не вызовет сомнений у будущих кандидатов, выступавших ранее под разными флагами, но исключающими возможность переметнуться в другой лагерь. Что же касается реалий, то регистрация под эгидой РПЦ движения, проповедующего христианские ценности, пока протеста не вызывает.
Татьяна Шаронова
Фото Алексея Чистякова