Концессия — передача в пользование исключительных прав. Объектом концессионного договора может быть здание, предприятие, оборудование. Да что угодно. Главное, чтобы в частных руках это заработало и условия были взаимовыгодные. Это одна из форм государственно-частного партнерства, когда бизнес вовлекается в эффективное управление госсобственностью. Концессии были очень популярны в XIX — начале XX вв. в колониях европейских стран. Правда тогда, чаще всего, концессионные соглашения навязывались колонизаторами, и о какой-то взаимной выгоде говорить было сложно. Роль концессий в мировой, да и в российской экономике сегодня вновь возрастает.
Концессия банная
Не так давно в Новосибирске в концессию передали Бани № 8, что на Каменской, 19 а. Конкурс был объявлен в августе департаментом земельных и имущественных отношений мэрии. Речь шла о долгосрочной — на 35 лет — передаче двухэтажного здания бань площадью 1,9 тысячи кв. м 1937 года постройки с целью реконструкции объекта. Возможность реконструкции рассматривалась с участием московских Сандуновских бань.
В итоге 20 горожан с вениками и плакатами вышли на пикет против закрытия этих бань. Люди опасались, что после сдачи объекта в концессию их либо закроют, либо ценник на услуги резко взлетит.
Единственным участником конкурса оказалось ООО «Сандуны Новосибирск» — «дочка» московских Сандунов. Ежеквартальная концессионная плата по начальным условия конкурса составляет 206,8 тысячи рублей. Бани, как заявляли в мэрии, останутся в муниципальной собственности. Предполагается, что в бане №8 после реконструкции будет действовать режим одного льготного дня в неделю.
Концессия «платоновская»
Еще одна концессия сегодня сотрясает всех российских дальнобойщиков. Они протестуют против системы «Платон» и ратуют за то, чтобы сроки взимания штрафов за проезд по трассам федерального значения были смещены. Система не отработана, оборудования не хватает, финансовая схема вызывает сомнения, считают они.
Несмотря на это с 15 ноября правительство ввело дорожный сбор для дальнобойщиков, чье транспортное средство весит более 12 тонн. Водители и предприниматели данный сбор именуют не иначе как «данью» и грозятся перекрыть трассы, если власти не обратят на них внимания и не пойдут на уступки. В первую неделю работы при этом система смогла насобирать средств только на выплату концессионеру — компании «РТ-Инвест Транспортные системы». Ведь по условиях соглашения на протяжении 13 лет 10 млрд рублей от сбора с перевозчиков пойдут именно компании, создавшей систему «Платон».
Бани № 8 в сравнении с масштабами и последствиями от «Платона» меркнут. Ведь введение платы за проезд, вернее — за каждый километр проезда, — неизбежно приведет к росту цен и, как утверждают перевозчики, к банкротству оных.
Главное — обременение
Дело не в форме, а в деталях исполнения, уверен доцент кафедры архитектуры НГАХА Игорь Поповский. По его словам, для концессии нужно создавать такие условия, чтобы объекты были доступны людям.
«Зачастую, когда объекты переходят из государственных рук в частные, население, которое пользовалось ими, испытывает проблемы. Главная из них — доступность. Я не уверен, что «Сандуны» создадут для социальных групп отдельное моечное помещение», — считает эксперт.
Нельзя передавать объекты чисто механически, не думая о последствиях. Переход по концессии должен сохранять объект. Тогда это вполне нормально, убежден Поповский.
«Переход должен создавать договорную основу сохранения объекта. Если это соблюдается, концессия вполне уместна. Система решает проблемы города и одновременно позволяет бизнесу получить прибыль. При этом нельзя забывать о социальном факторе. Надо думать, как сделать людям эти объекты доступными. Я бы в частные руки отдал ГУМ. С ним точно надо что-то делать. Он сейчас находится в страшном упадке. И так на Карла Маркса невесело, а тут еще ГУМ серости прибавляет», — говорит эксперт.
С видом на доступность и эстетику
А что бы еще, не надеясь на государство, передали в концессию (концессию в понимании Поповского — Ред.) простые новосибирцы? Этот вопрос корреспондент НДН.инфо задал людям на улице и на их рабочих местах.
Анатолий Маслацов, сотрудник охранного предприятия:
«В концессию я бы отдал бассейн Спортивного клуба армии. Его можно оставить и городу, а затем передать в частые руки. Конечно, потребуются крупные вложения, чтобы привести его в порядок, но в округе нет ни одного плавательного бассейна, а значит, жители с удовольствием будут его посещать и он будет выгодным. Наверняка найдутся инвесторы, чтобы довести этот объект до ума».
Любовь Иванова, пенсионер:
«Я лично считаю, что никакой объект в частные руки передавать не нужно. Все должно быть у государства, чтобы было больше порядка. Особенно запретила бы передавать в частные руки землю. Я всегда говорю, что при советской власти было лучше, никакой частной собственности не было, все принадлежало народу, государству».
Лидия Маркова, pr-консультант:
«Я не так давно живу в Новосибирске, поэтому ничего определенного сказать не могу. Я родом из Барнаула. Насколько я знаю, там сейчас очень много споров вокруг территории бывшей спичечной фабрики. Это объект исторического наследия. Дизайнеры и реставраторы что-то пытаются сделать, но у них не получается. Сложности в том, кому принадлежит земля, на которой расположен объект. По сути, если отдать его в частные руки и сохранить историческую составляющую, учитывая его существование в туристическом кластере, который развивается, то, наверное, это объект был бы достойным».
Любовь Щекотова, сотрудник страховой компании:
«В концессию я бы отдала поликлиники, потому что обидно и досадно. Там не то что в туалет, на прием к врачу страшно идти. Помещения ободраны, краска сыплется. Кругом антисанитария. И в этих условиях лечатся люди. Честно скажу, лучше пойти в платную клинику. То, что бани в частные руки передают, я считаю, это правильно. Кропоткинские тоже сначала были государственными, потом их отдали частникам. Бани были хорошие, люди туда ходили, улучшилось обслуживание. Концессия в принципе неплохое решение. Нужно лишь следить, чтобы переданные объекты были доступны простым людям».
Анна Маух, менеджер:
«Я бы отдала в концессию строящееся уже много лет здание дома культуры на площади Маркса, напротив ГУМа. Достроят его или нет, неизвестно, а просто так стоять здание не должно. Сам по себе проект прекрасен, но время эту красоту убивает. Здание теряет вид, многие витрины потрескались, где-то нет стекол. Не лучший фон для памятника Покрышкину. А что творится внутри представить страшно. Вполне возможно, что там ночуют бродяги. Зачем доводить до упадка то, что так красиво начиналось? Если денег довести проект до конца в бюджете нет, то они наверняка найдутся у инвестора. Место, где стоит долгострой, проходное, трафик высокий. Часть помещений можно отдать, например, под кафе, остальное — под дом культуры».
Татьяна Ефимова, бухгалтер:
«В жилом доме на Кропоткина, 106/2 давно пустует первый этаж. Раньше там располагался хлебный магазин, сегодня небольшую часть помещений занимает охранное предприятие. Пустующие площади можно переоборудовать под спортивный зал, все коммуникации уже есть. Нужен лишь ремонт. Домов вокруг много, а спортзалов поблизости практически нет. Думаю. В частных руках объект бы преобразился. Главное, выработать правильную стратегию. В Новосибирске есть еще одно здание — гостиница на площади Маркса. Она портит вид. И уж совеем нехорошее соседство памятнику великому Покрышкину. Решение по нему власти не могут принять много лет, а здание разрушается. Единственное, что делают — размещают на нем рекламу. Но это разве выход?»
Александр Ярошевский
Фото: НДН.инфо
* Мультфильм «Простоквашино», кот Матроскин