Впрочем, запрет на госзакупки препаратов не коснется государств — членов Евразийского экономического союза, куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и, конечно же, Россия. Вскоре в Зону свободной торговли также попадет Вьетнам.
Для проведения конкурса на определение поставщика должно быть «подано не менее двух заявок, которые удовлетворяют требованиям документации о закупке и содержат предложения о поставке лекарственных препаратов».
Такой курс государственных закупок направлен на развитие отечественного производства лекарственных препаратов, говорят в правительстве. А что думают об этом новосибирские эксперты и правозащитники?
Эдуард Майер, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических организаций Новосибирска, полностью разделяет такую тактику:
«Каждая страна должна иметь сильную армию, продовольственную и лекарственную безопасность, — сказал он корреспонденту НДН.инфо. — Государство само должно владеть всеми фармацевтическими технологиями, чтобы в случае очередных санкций, например, на лекарства, могло самостоятельно производить основную массу препаратов.
Мы вполне можем обойтись теми лекарствами, которые у нас имеются в наличии. К тому же у нас хорошие контакты с Китаем, который готов производить все. А сейчас, при таком политическом коллапсе, необходимо развивать фармтехнологии на перспективу. Даже если мы сейчас начнем, лет через 10 аналоги закупаемых сейчас за рубежом лекарств уже будут поступать на отечественный рынок. Самый короткий путь к потребителю только у БАДов — четыре года.
Фармацевтические зарубежные компании, работающие на российском рынке заинтересованы в получении сверхприбылей от реализации своих оригинальных препаратов. Но действие патентов на их препараты заканчивается, а на российском рынке появляются дешёвые аналоги — дженерики, имеющие ту же химическую формулу и обладающие таким же терапевтическим действием. Естественно, что транснациональным корпорациям это не нравится. Поэтому они распространяют мифы, что дженерики «не столь активны, как оригинальные препараты», «плохо чистятся», «обладают опасными побочными действиями». При этом не приводят данные соответствующих клинических испытаний, рассчитывая на неосведомлённость потребителя и отсутствие профессиональных знаний.
Конечно, имеется ряд препаратов, которые в России пока не могут производить. Как правило, это касается небольшого процента населения, страдающего орфанными (редкими) заболеваниями. Но и их рецептуру нужно начинать осваивать.
Вчера в Москве прошло открытие мощного завода по производству жизненно важных лекарств (дженериков). На этом предприятии будет организован особый контроль за качеством препаратов, и мы, наконец, освободимся от этой фармзависимости от других стран».
Владимир Машанов, директор муниципального предприятия «Новосибирская Аптечная сеть», считает, что управляемой им организации вряд ли это коснется:
«Мы льготные лекарства не закупаем. Они идут через минздрав, а точнее — через облфарм. Но считаю, что российские производители должны более активно участвовать в закупках для государственных муниципальных нужд, если выпускают аналоги. А если отечественных аналогов нет, то, конечно, нужно покупать зарубежные лекарства».
Владимир Ярохно, главный врач Городской клинической больницы № 34, считает, что уже давно надо было давать зеленую улицу российским фармпроизводителям:
«Мы как всегда везде опаздываем. Во Франции, например, все лекарства в аптеках французские. Там германских практически нет. И так в каждом государстве Европы. А мы тратим деньги на импорт. Зачем, если производим свои препараты, прошедшие клинические испытания, а значит, доказавшие свою эффективность? Правительство приняло правильное решение, чтобы защитить отечественный рынок. Курс валюты растут, цены на импортные препараты привязаны к курсу. Для чего разоряться, если, приобретя лицензию, можно производить аналогичные препараты в родной стране?»
Евгений Митрофанов, исполнительный директор Фонда защиты прав потребителей, считает, что российское правительство должно своим примеров активировать поставленную им задачу:
«На поддержание здоровья нашего президента и приписанных к нему в аппарате тысячи полторы человек уходить треть бюджета, заложенного на нужды здравоохранения. Так пусть чиновники начнут с себя: пойдут в обычные клиники и будут проводить профилактику и лечение местными дженериками, раз считают, что наша фармотрасль обладает достаточным опытом и капиталом, чтобы выпускать достойную лекарственную продукцию».
Эльвира Корченко
Фото: www.assalam.ru и предоставлены комментаторами