Александр Барсуков, политолог: Народ сегодня обмануть очень трудно
«Праймериз — это предварительное голосование, которое проводится в рамках одной партии с целью выявить мнение электората и выбрать наиболее популярного кандидата для предстоящих выборов. Сам термин и методики Primaries пришли в обиход из Америки, лукавую и агрессивную политику которой традиционно критикуют во всех параллелях и меридианах российской власти. Но тем не менее активно используют ее элементы в предвыборной гонке. У нас существуют три модели праймериз. Открытая, в которой активно задействован народ, в том числе с помощью подкупа, административного ресурса и прочих мудреных приспособлений. Закрытая, где все решается кулуарно, за кулисами партсъездов. И смешанная. Изобретены они были еще при царе Горохе, а поскольку российский электорат стремительно умнеет, где-то уже и не работают. Народ сегодня обмануть очень трудно. Кто как живет, тот так и голосует. И какие бы предвыборные обещания не раздавались кандидатами, если холодильники электората пусты, нетрудно сделать и прогноз по итогам выборов».
Владимир Леонтьев, политолог: Голосуют кандидат, жена и любовница
«К минусам праймериз я бы прежде всего отнес «проскальзывание» из предварительного в основной выборный процесс недостойных депутатского кресла кандидатов, хорошо проплативших кампанию. Или неожиданный провал претендентов на мандат, рекомендованных центром и внесенных в список явных фаворитов. Но народ-то их не поддержал. Ситуация порой напоминает анекдот, в котором якобы любимый всей страной политик узнает, что голоса за него отдали всего три человека. Начинает считать: «Первый – это я сам, второй – жена. Кто ж еще-то?» И тут к нему подлетает супруга в гневе: «Признавайся, гад, что завел любовницу!!!» Увы… Подвыпивший и закусивший дареными продуктами контингент, который язык не поворачивается назвать электоратом, еще вчера на всех углах кричал, как сильно уважает заботящуюся о народе партию. Но протрезвев, напрочь забыл, напротив какой фамилии клялся поставить галочку. Сегодняшний электорат сильно отличается от того, что приходил к избирательным участкам в 1990-е. Народ давно поумнел, а вот технологии не меняются. Почему? Казалось бы, партии выгодно выдвинуть в законодательную власть самых лучших своих представителей. Но она действует по старинке: товарищам спущен приказ сверху ничего не менять, и им остается его выполнять».
Андрей Жирнов, депутат Законодательного собрания НСО (КПРФ): Как-то не по-людски это все
«Новосибирская область — действительно «тяжелый» регион для «Единой России», в котором исполнительная власть представлена мэром-коммунистом и губернатором от правящей партии. Много лет наша территория входит в состав «красного пояса» и чтобы укрепить здесь свои позиции ЕР прибегает к разным хитрым уловкам. Не секрет, что праймериз поначалу вводил часть электората, проживающего в основном в глубинке и не слишком разбирающегося в тонкостях политического процесса, в явное заблуждение. Некоторые люди, поучаствовав в праймериз, были на 100 % уверены, что выборы уже состоялись и больше на участки не приходили. Не говоря уже о том, что праймериз дает волю «черным» политтехнологам, поскольку Закон о выборах на него не распространяется и наказание подкуп, обман и задействование административного ресурса участникам процесса не грозит. Весной прошлого года в одном только Дзержинском районе Новосибирска наблюдателями было выявлено великое множество нарушений. На избирательные участки машинами подвозили лиц бомжеватого вида, а на одном из пунктов, расположенном, кстати, в здании средней школы, агитаторами были накрыты праздничные «шведские столы» с нехитрой едой и крепкими напитками. Как говорилось — в целях повышения явки. Но формировать имидж партии подобными методами… Как-то не по-людски это все».
Татьяна Шаронова
Фото: vk.com