— Вы не так давно стали послом Индонезии в России. Почему именно Новосибирск оказался в числе первых городов нашей страны, куда вы отправились с официальным визитом?
— SITT — одна из самых крупных и популярных туристических выставок. А туристическая отрасль является важным звеном выстраивания партнерских отношений между странами. Когда меня пригласили организаторы выставки, я сразу согласился лететь сюда, в том числе для того, чтобы увидеть Россию за пределами Москвы. К тому же Новосибирская область — одна из крупнейших провинций России, в которой проживают десятки различных этнических групп.
— Для сибиряков Индонезия — это экзотика. И для индонезийцев, очевидно, — Сибирь не меньшая экзотика. Мы мало знаем друг о друге. Что говорят о Сибири в Индонезии, помимо того, что здесь порой очень холодно?
— К моему сожалению, большинство индонезийцев до сих пор ассоциируют Россию с Советским союзом. Не делая большой разницы. И тем более, не выделяя отдельные регионы страны. Чтобы такие стереотипы развеять, нам и нужно выстраивать отношения не только по линии «Москва — Джакарта», но и между регионами Индонезии и России. У нас есть прекрасный курорт Бали. Один из лучших в мире. Но Индонезия — это не только Бали, но и еще множество других, не менее интересных, мест. В последнее время в Индонезии появилась масса позитивных новостей о России. Например, одно из таких сообщений — анонс открытия президентом Владимиром Путиным крупнейшей мечети в Москве. Для Индонезии, страны с преимущественно мусульманским населением, — это был очень хороший знак. Для простых индонезийцев было просто откровением узнать, что в России проживают миллионы мусульман. И что вообще россияне — люди религиозные. Для индонезийцев это важно. Также в наших СМИ сообщалось, что в России востребована халяльная продукция. Это вызвало всплеск интереса к вашей стране. И этот интерес растет. Индонезийские военные обсуждают возможности покупки самолетов Су-35. Если это случится, это будет знаковым событием. Между нашими странами есть понимание возможности развития отношений не только в области военно-технического сотрудничества. Это также торговля и реализация инвестиционных проектов.
— Вы сказали о появлении позитивной информации о России в Индонезии. А каковы каналы этой информации? Это индонезийские СМИ, или это российское вещание за рубежом?
— Прежде всего, это индонезийские газеты. А также посольство Индонезии в Москве. Мы постоянно направляем переводы новостей из России. 90% сообщений в газетах Индонезии берут их именно из наших переводов. Конечно же, у наших СМИ есть и собственные корреспонденты и источники. Также они черпают информацию от Reuters и других новостных агентств.
— Россияне преимущественно интересуются отношениями с США, Европой и Китаем. Причем, в последнее время отношения со странами Запада у России сложные. Как видят в Индонезии роль России в глобальной политике?
— Во многом политика Индонезии схожа с российской. Мы, как и Россия, хотим после обретения независимости (в 1945 г. — ред.) проводить самостоятельную политику и дружить со множеством стран. У России уникальная роль. И она сможет увеличить свое влияние, если сумеет стать «мостом», соединяющим Европу и Азию. Сейчас внимание российского правительства во многом сфокусировано на Юго-Восточной Азии. В России осознают, что страны этого региона мира демонстрируют самые высокие темпы экономического роста. Именно поэтому Россия стала стремительно развивать Владивосток, как ворота в Азию… Очень трудный вопрос.
— Следующий не менее сложный. Как оценивают в Индонезии проведение военной операции России в Сирии?
— Вы правы. Это очень сложный вопрос. Война в Сирии — не просто внутренний конфликт между двумя этническими группами. Это целый клубок противоречий, включающий в себя, в том числе и борьбу с терроризмом. Разрешение этого конфликта не имеет универсального рецепта. Но мы полагаем, что нужно стремиться к достижению мира. Если международному сообществу не удастся распутать этот клубок, ситуация на планете осложнится еще больше. Не только в Сирии и не только в этом регионе.
— В программе вашего визита в Новосибирск — встречи с первыми лицами региона и города. Какова цель этих встреч?
— Мы хотим строить наши отношения, России и Индонезии, в том числе на региональном уровне. Налаживать торговые, экономические и туристические связи. Искать взаимные точки приложения инвестиций. Обе наши страны входят в G20, но уровень взаимодействия пока не столь высок. Тем не менее, потенциал велик. Например, российские экспортеры пшеницы заинтересованы в расширении экспорта в Индонезию. Индонезийские компании в свою очередь заинтересованы в расширении экспорта тропических фруктов и овощей на российский рынок. У нас очень широкий ассортимент фруктов. Одного только манго 20 видов. Есть прекрасный фрукт — мангостин. Еще одна перспективная сторона индонезийского экспорта — это мебель. На нее существует устойчивый спрос, в том числе в России.
— А есть ли уже у индонезийского бизнеса, правительства точка приложения финансов в Новосибирске?
— Ради этого я здесь. Чтобы оценить инвестиционный потенциал региона и понять, куда именно следовало бы вложить средства. Информации о Сибири, включая Новосибирскую область, в Индонезии крайне мало. Всё сконцентрировано на Москве.
— Одними из главных российских инвесторов в экономику Индонезии являются наши туристы. Перед беседой с вами я поинтересовался у находящихся сегодня на Бали россиян, что самое неудобное для русского туриста на острове. И они ответили мне — отсутствие возможности прямого обмена рублей на рупии.
— Пока возможность прямого обмена есть только в Джакарте. Но в будущем мы постараемся развивать эту систему и в других городах и провинциях нашей страны. Чем больше у нас будет туристов из России, тем скорее этот вопрос может быть разрешен.
— Планируют ли власти и бизнес Индонезии привлекать российского туриста акциями, скидками и т.п.? Ведь, не секрет, что после обвала курса рубля в 2014 г., возможности наших граждан к выездному туризму резко сократились.
— В прошлом году мы действительно наблюдали падение туристического потока из России. Но, что касается Индонезии, то здесь динамика положительная. Рост порядка 25%. Мы уже работаем над тем, чтобы посещение наших курортов российскими туристами было наиболее комфортным. Летом прошлого года, например, мы отменили въездные визы для россиян (при условии пребывания в стране не более 30 дней — ред.). Почему многие люди по всему миру любят отдыхать в Индонезии? Потому что хорошие гостиницы в нашей стране — одни из самых недорогих на планете. Даже на 100 долларов в Джакарте вы можете проживать в пятизвездочном отеле.
— В Таиланде есть бар с названием «-5» (градусов по Цельсию). И многие тайцы отказываются верить в то, что на Земле есть температура куда более низкая, чем -5. А тем более, что при -30 могут жить целые города. Верят ли в такое в Индонезии?
— Этот вопрос очень часто задают мне мои друзья и знакомые. «Тебя назначили в Москву, — говорят они, — а ты сможешь там жить при -20 градусах? А если -30?» Я им отвечаю, что все, кто побывал в Москве, всем им понравилось жить в России. А вот когда они возвращаются в Индонезию, у них возникает другая проблема — очень жарко и некомфортно (смеется).
— Соседний Новосибирской области регион, Алтайский край, уже несколько лет поставляет в Индонезию своё зерно и муку. Как оцениваете качество этой продукции? Быть может, вам довелось попробовать продукты сибирских производителей?
— Лично я впервые познакомился с российской кухней и российскими продуктами, когда мой хороший товарищ, посол России в Индонезии, пригласил меня на прием в посольство. Я не испытал никаких сложностей с русской кухней. Мне всё понравилось. За исключением одного — не могу пить крепкие спиртные напитки. Водка — не для меня.
— Я тоже не люблю водку и совсем не одинок в этом в России.
— Удивительно. Я думал, что все русские пьют водку (смеется). Хотя действительно, видимо, имеется тенденция к большему распространению в России вина. Еще из русской кухни мне очень понравилась рыба. Говорят, она очень древняя, едва ли не из Юрского периода.
— Осётр?
— Да-да, осётр. Из нее получается просто великолепный суп. Но в Москве такая рыба очень дорого стоит.
Беседовал Павел Быковских
Фото: НДН.инфо