Началось заседание художественного совета с опозданием. Четверть часа все собравшиеся ждали, пока наберется кворум. Быстренько пробежались по двум вопросам повестки. Согласовали «Арлекина» на Гоголя и не согласовали памятный комсомольский камень в Первомайском районе. Правда, последний уже поставили.
И принялись за наиболее острый вопрос повестки — о памятнике Сталину. Заявители — группа новосибирцев во главе с Алексеем Денисюком — на сей раз предложила поставить бюст советского вождя у Дома офицеров на Красном проспекте, на площади Сибиряков-Гвардейцев рядом со стелой «Штыки» либо в сквере завода «Тяжстанкогидропресс» в считаных метрах от этой площади. В одном из трех мест.
Дом офицеров с повестки пришлось снять, поскольку в размещении памятника отказал собственник земельного участка — Министерство обороны. Там подчеркнули, что собрались ремонтировать здание, да и вообще — фигура Сталина неоднозначная, ее могут и попортить…
— …благодарная память народа требует возвращения Сталина на пьедестал
Денисюк, казалось, не сомневавшийся в очередном своем фиаско, напомнил о прошлогоднем художественном совете, на котором по предложению его председателя Александра Ложкина была создана рабочая группа для подбора подходящего места для Сталина. А также о том, что это уже третий худсовет. И обвинил членов совета в политической предвзятости, указав им на то, что в Комсомольске-на-Амуре, например, памятник Сталину в составе «Аллеи маршалов» собрались ставить на набережной за счет бюджета. И никого особенно при этом не спрашивали.
Денисюк также поведал о собранных половине миллиона рублей и четырех тысячах подписей в поддержку инициативы сталинистов. Привел данные соцопроса, в котором положительно оценивающих Сталина новосибирцев 49%, а отрицательно — вдвое меньше, а также результаты «общественных обсуждений» с 243 участниками и 155 (в которых 97 идентичны) обращениями за установку памятника.
{article type=»k2″ id=»22787″}[div class=»introduced»][link]
[title] [/link] [/div] {/article}
«Не мы, а благодарная память народа требует возвращения Сталина на пьедестал (…) Мы во что бы то ни стало увековечим память Сталина», — заключил Денисюк.
Председатель художественного совета Александр Ложкин дополнил его статистику, рассказав о результатах опроса, касающегося непосредственно установки памятника Сталину. В нем практически поровну тех, кто за, тех, кто против, и кому все равно. А также о том, что собрано 4000 подписей за и еще больше 8000 подписей против. Ложкин отметил, что вопрос о памятнике Сталину, как и сама его фигура, вызывает полярные мнения и настроения по данному вопросу.
После отказа Минобороны согласовывать установку бюста Сталину у Дома офицеров на обсуждение художественного совета было вынесено два места — площадь Сибиряков-Гвардейцев и заводской сквер.
Для начала предложили вообще не рассматривать этот вопрос, поскольку, «согласно положению», памятник не должен оскорблять человеческое достоинство. Если уж спектакль «Тангейзер» оскорбил чувства людей, то здесь будут оскорблены десятки тысяч человек.
— Мы будем оскорблены тем, что были репрессии. Да, у него были ошибки…
Отказали стеклокомпозитному бюсту и в художественном соответствии стеле на площади Сибиряков-Гвардейцев. Она, стела, — брутальная, а он, бюст Сталина, — выполнен в «вялой натуралистической форме» и не вяжется с местом ни стилистически, ни эстетически.
Доктор медицинских наук Евгений Трофимович, входивший в рабочую группу по подбору места для Сталина, взялся сыпать фактами о позитивной роли Сталина во время войны, но был поправлен историком Константином Голодяевым по ряду фактов. Голодяев также заметил, что и роль диктатора в Победе как минимум неоднозначна — поскольку целый ряд фактов говорит о том, что советский народ победил не благодаря Сталину, а вопреки.
«Мы будем оскорблены тем, что были репрессии. Да, у него были ошибки. Но забудем сибиряков, которые выстояли во время Великой Отечественной войны, признаем некоторые государства, объявляющие нас агрессорами. Это недопустимо», — заключил Трофимович.
Еще один участник рабочей группы Сергей Мосиенко заметил, что на художественный совет сбросили решение политической задачи. По его мнению, «у нас всегда будет два Сталина». Один — главнокомандующий и генералиссимус, которого невозможно вычеркнуть из истории войны. Второй — «с отрицательным, темным прошлым, и ничего мы с этим сделать не сможем».
— Неоднозначная фигура, да еще к тому же из стеклокомпозита
Мосиенко предложил найти место для бюста в Сквере Славы. Ложкин заявил, что туда много желающих. Но, во-первых, это объект культурного наследия, а во-вторых, уже проходит госэкспертизу проект реконструкции сквера и памятников Монумента Славы.
Ложкин еще раз подчеркнул полярность мнений вокруг Сталина и памятника ему.
«Фигура Сталина не просто неоднозначна, она вызывает полярные мнения. Смущает еще и то, что эта фигура сделана из стеклокомпозита. Внешне он оставляет хорошие впечатления, имитирует бронзу. Но бюст абсолютно невандалоустойчив. И сделать что-то с ним будет крайне просто. Установка такого памятника в местах общего пользования будет не просто вызывать отрицательное мнение у значительной части жителей города, порядка 20% устойчивые антисталинисты, но и будет провоцировать на совершение актов вандализма», — добавил Ложкин.
В итоге на голосование было вынесено предложение отказать в установке памятника бюста Сталину на площади Сибиряков-Гвардейцев и в Ефремовском сквере у завода «Тяжстанкогидропресс». Поскольку появление там стеклопластиковой фигуры вождя «может привести к нарушению особенностей среды, в которую элемент привносится как новый объект, а также повлечь оскорбление человеческого достоинства, общественной нравственности части населения Новосибирска». Решение было принято единогласно.
После того как худсовет уберег бюст вождя от вероятных актов вандализма, члены совета также проголосовали за рекомендацию Денисюку сотоварищи согласиться с предложением КПРФ — разместить памятник на территории обкома на ул. Большевистской, 29. Там он будет и уместен, и под охраной, считают члены худсовета.
Пойдут ли на это сталинисты, пока неясно. Пока Алексей Денисюк отвечает на этот вопрос так: «Найдите хоть один довод, чтобы памятник верховному главнокомандующему периода Великой Отечественной войны ставить рядом с домом деревянного зодчества в частном секторе».
Три худсовета отказали сталинистам. Бывать ли четвертому, покажет время. Ясно одно — сериал про памятник Сталину в Новосибирске будет продолжен.
Павел Быковских