Напомним, на сегодняшний день все подозреваемые, обвиняемые и подсудимые в залах заседаний российских судов должны находиться в клетках или светопрозрачных камерах. По мнению авторов, это позволит обеспечить конституционные права граждан и соблюсти принцип презумпции невиновности. Одним из инициаторов стал сенатор Алексей Александров. Он пояснил, что суд – не зоопарк, а место свершения правосудия, а подсудимый – равный участник судебного процесса.
«Более того, в зале суда подсудимый находится под дополнительной защитой, – сообщил сенатор. – Под защитой презумпции невиновности. К нему должно быть внимание большее, чем к прокурору. И как этому, скажите, способствует клетка?»
Он добавил, что правосудие изначально рассчитано на оправдательный уклон суда, а в России подсудимый, словно дикий зверь, сидит в клетке. Клетка, по мнению Александрова, главный символ порочной презумпции виновности.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в нынешних условиях подсудимые оказываются физически и психологически изолированы от судебного заседания. «В первую очередь это касается контакта со своим адвокатом и, соответственно, реализации его права на получение квалифицированной юридической помощи». К тому же, по мнению авторов законопроекта, общество негативно воспринимает сам факт нахождения участника уголовного процесса в клетке.
«Поправки заставляют задуматься над тем, что кровь – очень дорогая субстанция, и её нужно ценить не только в собственных венах, – добавил Алексей Александров. – Общество должно требовать сурового наказания по отношению к подонкам и злодеям, но к случайно и единожды оступившимся – нет».
Европейский суд по правам человека несколько раз признавал такую практику «унижающей человеческое достоинство». В июле 2018 года вопрос о необходимости запрета клеток и прозрачных камер подняла спикер верхней палаты Валентина Матвиенко в июле нынешнего года. Законопроект поддерживают и в Федеральной адвокатской палате.