«103 млн расходов, а привлеченных инвестиций на 90 млн. У нас идет преднамеренное бюджетное банкротство общества (АО «АИР». — Ред.)?» — спросил депутат Валерий Червов, учредитель одной из крупнейших строительных компаний Новосибирска. Он заранее попросил у коллег прощения, поскольку, по его словам, не смог «должным образом подготовиться к этому вопросу, поскольку не знал, что такая организация (АИР) существует».
Врио министра финансов региона Виталий Голубенко предложил дождаться результатов аудиторской и ревизионной проверок деятельности АИРа. А уж потом делать выводы. А проверять, судя по всему, там действительно есть что.
Удивительно, кстати, но послушать отчет о работе АИРа за 2017 г. отчего-то не пришел председатель совета директоров компании, депутат Заксобрания Юрий Зозуля. Будто бы он что-то знал наперед…
Как выяснилось, фактически генеральному директору АО «АИР» Александру Зырянову неведомо, сколько его компания заработала денег, привлекала инвестиций, чем должна заниматься, исходя из названия. Из достоверных сведений есть только сокращение штата агентства с 52 до 44 человек да 123 обращения потенциальных инвесторов АИР, коим было оказано 234 услуги.
В марте 2017 г. (тогда АИР отчитывался на инвестсовете в региональном правительстве) за такой «безумный» объем работы, проделанный полусотней людей за целый год, депутат Заксобрания Николай Мочалин назвал АИР фирмой из 50 человек, которая «сидит и ждет, пока залетит юрлицо с деньгами».
По итогам 2016 г. АИРу удалось обслужить 137 обратившихся и оказать им 167 услуг. Это примерно за 250 рабочих дней. После прошлогодней критики в агентстве выводы сделали. И теперь 123 обратившихся — это уже 234 услуги. Страшно представить, что будет через год. Начнут ли считать отдельной услугой каждое сказанное сотрудником агентства слово или ограничатся предложениями.
Все остальные озвученные в докладе цифры о движениях миллионов и миллиардов рублей — макроэкономические показатели области и Промышленно-логистического парка, которые к АИРу имеют только косвенное отношение, а то и вовсе никак не относятся.
Да, были в отчете еще шесть таинственных инвесторов, которых нельзя называть. Потому что ничего с ними толи ещ не все подписано, а толи совсем ничего. Еще компания «СалаватСтекло», ее называть можно, она давно уж кочует по отчетам АИРа с «перспективным» проектом. Ну и конечно, концессия для строительства семи поликлиник в Новосибирске, которой никто так и не заинтересовался. Депутаты полагают, что причиной может быть странная идея выставить все поликлиники единым лотом, на которые мецената не нашлось.
А теперь давайте посмотрим на слагаемые всего этого «успеха».
Депутат Ирина Диденко попыталась узнать у генерального директора Агентства инвестиционного развития Новосибирской области, а где, собственно, данные, сколько инвестиций за отчетный 2017 год привлекло непосредственно АИР под его руководством? «Не могу одной цифрой сказать», — ответил Зырянов. Не смог он сказать и двумя, тремя и большими цифрами. Быть может, потому, что этих цифр у него даже не «ноль», они имеют отрицательные значения?
Замечательный диалог получился у председателя бюджетного комитета Александра Морозова с тезкой из АИРа.
Морозов: Правильно понимаю, что бюджет (АИРа) имеет отрицательный баланс — минус 18 млн?
Зырянов: Оуф… Наверное…
Морозов: Говорите как есть.
Зырянов: Имеется переходящий остаток… Но по бюджету у нас есть руководитель. Если позволите…
Морозов: Не-не-не. Александр Сергеевич, надо самому (…) Ладно, снимаю вопрос. Единственное — 8 млн на аренду помещения. 52 человека. Это что?
Зырянов: это площади, которое агентство занимает в бизнес-центре «Кронос».
Но АИРовцам и сидится хорошо, и ездится неплохо. Командировочные расходы за прошедший год составили 7 млн рублей. «А толк-то есть?» — спросили депутаты. Зырянов ответил, что в командировках переборщить невозможно. «Чем больше будем ездить, тем больше будет эффект», — заявил он. И ведь прав, мягко говоря, нескромные суммы расходов АИРа действительно производят эффект. Даже на депутатов.
НДН.инфо уже писал о том, как неплохо съездили в Сочи ребята из АИРа и регионального правительства. Потом, кстати, Минэкономразвития области заказало еще поездок в Сеул, Барселону, Ганновер, Астану и Ташкент. На 23 млн рублей.
В общем, зачем АИР нужен его генеральному директору, можно догадаться. А вот для чего он нужен нам, налогоплательщикам? Гендиректор полностью принадлежащего области АО так об этом и не сообщил. Единственной, кто хоть как-то обосновала наличие проедающей бюджетные деньги организации, оказалась министр экономразвития области Ольга Молчанова. Оказывается, есть некий федеральный стандарт для регионов из 15 пунктов, в числе которых — структура под названием АИР.
Ну что ж, соответствовать так соответствовать — 7 млн туда, 8 млн сюда… А в отчете расскажем депутатам про глубокую переработку зерна и дикоросы. По словам Александра Морозова, подобные истории он слышит «со времен пленумов обкома партии».
Непонятно только, как долго Агентство инвестиционного развития будет рассказывать нам про дикоросы, путешествуя по всему миру и снимая дорогие офисы за бюджетные деньги. Депутаты решили дождаться заключения аудита.
Павел Быковских
Фото: air-nso.ru