В своем исследовании новосибирские ученые использовали рыжих лесных муравьев (Formica aquilonia) — это доминантный в муравьиных сообществах лесов Западной Сибири вид, который славится большими, до человеческого роста, гнездами, имеющими сложную структуру, и огромной численностью семей — до 1—2 миллионов особей.
Характерно, что у рабочих Formica aquilonia нет ярких морфологических различий, внешне они все примерно одинаковы и дифференцируются только по поведению. «Речь идет о функциональной специализации, когда один муравей на протяжении всей своей жизни занимается только одной задачей и не переключается на другие», — говорит научный сотрудник лаборатории поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН Иван Яковлев.
В числе естественных врагов рыжих лесных муравьев — личинки мух-журчалок, или сирфид, которые являются специализированными хищниками тлей. Нередко, защищая своих «дойных коров», муравьи агрессивно нападают на личинок сирфид. В качестве ответной реакции те выпускают изо рта вязкий секрет, прочно склеивающий муравья и на некоторое время выключающий его из активной жизни.
«Это, с одной стороны, неприятно для муравья, с другой — отнюдь не смертельно, поскольку клейкий секрет сирфиды не ядовит. Мы использовали эту природную ситуацию, чтобы посмотреть, как муравьи разной специализации проявят себя при встрече с врагом один на один», — комментирует Иван Яковлев.
Как пишет издание «Наука в Сибири», муравьям заранее нанесли индивидуальные метки специальными красками. Далее особей поочередно помещали в контейнер с сирфидами и оставляли на десять минут, фиксируя реакции муравьев до и после того, как личинки их «склеили». Эксперимент повторяли в течение трех дней, чтобы установить, сохраняется ли у муравьев память о неприятном событии, и могут ли они использовать полученный опыт в дальнейшем. Всего было проведено 100 испытаний, а общее время наблюдения составило около 17 часов.
Муравей-охотник добыл гусеницу. Фото Ивана Яковлева
Ученые выявили: у наивных муравьев первая в жизни встреча с потенциальным врагом вызывала более агрессивные реакции, чем у членов естественной семьи. Они чаще вцеплялись в сирфиду мертвой хваткой и совершали продолжительные укусы и покусывания, тогда как охотники и сборщики пади старались осторожно уклоняться от контактов с опасным насекомым. Интересно, что при повторной встрече наивные муравьи и охотники реагировали так же агрессивно, как и в первый раз, а у сборщиков пади, которым не удалось избежать «склеивания», формировалась кратковременная (на 10 минут) и долговременная (на 3 дня) память об этом событии.
Обобщая результаты, исследователи предположили, что в семье рыжих лесных муравьев «интеллектуальной элитой» являются разведчики и сборщики пади, тогда как охотники и охранники отличаются скорее храбростью, чем сообразительностью.