«Изучение механизмов патологических процессов непосредственно на человеке зачастую невозможно, поэтому ученые проводят исследования на экспериментальных моделях — специально созданных линиях лабораторных животных», — пишет «Наука в Сибири».
Такая работа велась в Институте цитологии и генетики с 1975 г. В результате отбора крыс была создана линия ГК («генетическая кататония»).
По словам сотрудницы лаборатории эволюционной генетики Ольги Прокудиной, у этих грызунов двигательная заторможенность может сменяться гиперактивностью, что напоминает проявление кататонического синдрома у больных шизофренией.
Однако проблема в том, что получить у животного картину психопатологии, полностью аналогичную наблюдаемой у человека, невозможно.
Отчасти эта проблема решается учеными с помощью биомаркеров психических заболеваний — набора характеристик, наблюдаемых как у больных людей, так и у лабораторных животных. Одним из таких биомаркеров является снижение способности к фильтрации сенсорной информации, обнаруженное у пациентов с шизофренией, аутизмом и другими нейропсихическими патологиями. Причем степень этого нарушения отражает тяжесть протекания болезни.
Можно оценить способность нервной системы фильтровать информацию и у грызунов. С помощью измерения престимульного торможения — уменьшения двигательной реакции в ответ на резкий стимул, если перед ним подавался слабый предупреждающий сигнал.
С помощью крыс со сниженным престимульным торможением ученые моделируют когнитивные (связанные с познавательной деятельностью и мышлением) нарушения при шизофрении. Как правило, для этого животным вводят препараты, проводят хирургические операции. Сибирские крысы ГК изначально обладают нарушенным престимульным торможением. И, как считают ученые, могут служить моделью для изучения шизофрении.