«Встретить эту птицу я давно хотел. Они оказались очень дружелюбными. Во время съёмки подпустили очень близко и даже сами летели ко мне. Им лишь бы покушать. Открою ещё один секрет. Что бы получилась хорошая фотография, мне пришлось залезть на рядом стоящее дерево. Интересно, что думали мимо проходящие», — говорит известный в Новосибирске бердвотчер Денис Жбир.
Орнитологи называют редких ярких щуров «заснеженными розами» или «гирляндами». Если прошлой зимой в Новосибирске много недель кряду можно было наблюдать настоящую феерию свиристелей, то нынче этих чрезвычайно подвижных и нарядных птиц в сотни раз меньше. Зато нынче Новосибирск осчастливили своими посещениями редкие щуры.
Как правило, этот вид пернатых посещает Новосибирск только в самые морозные зимы. Нынешнее появление щуров орнитологи связывают с предстоящими 30-градусными морозами. По-видимому, сильные холода в соседних северо-восточных регионах Сибири стимулировали щуров к перелету в наши края.
Летом, в сезон гнездования, щуры находятся далеко к северу от Новосибирска, на севере лесной зоны всей Евразии. Ареал обитания щуров распространяется на все Северное полушарие, включаю Канаду. По словам орнитолога Алексея Яновского, от похожих на них клестов щуры отличаются формой клюва и более длинным хвостом.
«Щуры прилетают в Новосибирск не каждой зимой. Обычно их видят, когда в Сибири стоят трескучие морозы. На первых снимках Дениса — яркий взрослый самец. Молодые птицы, которые вывелись минувшим летом, и взрослые самки — желто-серые, — говорит Алексей Яновский. — Как и снегири, щуры кормятся семенами, извлекаемыми из мякоти ягод рябины, боярышника и ранеток. Не то что дрозды или свиристели, которые заглатывают ягоды целиком. Латинское название щура отражает его способ добывания семян путем энуклиации, т.е. извлечением ядра или сердцевины плода. Экскубитор энуклиатор. Действительно щуров относительно легко фотографировать, так как они не боятся людей. Щуры обитают в безлюдных лесах севера Сибири и не ожидают от человека неприятностей».
Добавим, что щуры молчаливы, что делает их малозаметными, в отличие от постоянно «свиристящих» собратьев или от снегирей, которые то и дело меланхолично пересвистываются между собой.