Нет, формально все было как бы в порядке. Ну ушел в конце декабря в отпуск мэр города. Ну объявили, что 24 января он подаст в отставку. И что, казалось бы, с того: ведь есть исполняющий обязанности мэра, есть весь муниципалитет как исполнительный орган местного самоуправления. Есть, в конце-концов, законодательный орган, Совет депутатов Новосибирска, целых 50 народных избранников. И в безмятежные новогодние каникулы эта власть вроде бы функционировала. Но именно вроде бы. Поскольку после первого же удара – синкопической аварии системы теплоснабжения, муниципальная власть Новосибирска зависла как дурно написанная компьютерная программа под хакерской атакой. И зависла настолько, что губернатор НСО Андрей Травников объявил в Новосибирске режим ЧС, и власть региональная на фоне беспомощности власти муниципальной ввела в городе режим своего ручного управления.
О необходимости введения режима ЧС губернатора не просил муниципалитет – исполнительная городская власть во главе с и.о. мэра безмолствовала. И горсовет, видя безмолствие мэрии, не собрался на срочную сессию. Да, отдельные депутаты требовали в своих постах в соцсетях признать ситуацию чрезвычайной. Но остальные молчали. И ряд из них обрели голос только при введении губернатором Травниковым режима ЧС. При этом, что примечательно, обрели этот голос под копирку. Депутаты, каждый от своего имени, и практически одновременно разместили в соцсети «ВКонтакте» тексты, идентичные до буквы. И особенно впечатлило в тексте решительное слово «докладываю», прозвучавшее из уст каждого такого депутата.
В тексте было сообщено, что «утром многие жители Левобережья снова проснулись с холодными батареями и горячим желанием узнать, что сделано для ликвидации аварии». Что создан оперативный штаб. А вот о том, что оперштаб создан не муниципальной властью, а региональной, в откопированном депутатском тексте не упоминалось.
Итак, устранением коммунальной аварии в крупнейшем муниципалитете России в ручном режиме вынуждена заниматься региональная власть. Оперштаб возглавляет вице-губернатор, а не и.о. мэра города. Не прервал в ситуации коммунальной катастрофы свой отпуск и мэр Новосибирска, дважды избиравшийся нами на этот пост, чтобы руководить городом и в радостях, и в горестях.
Стоит ожидать, что с ликвидацией коммунальной аварии в Новосибирске региональная власть, скорее всего, справится. Но вот что будет дальше в городе муниципального безвластия? В муниципалитете, власть которого при отсутствии на посту своего руководителя со сложной, но не безнадежной ситуацией, справиться не смог?
14 февраля Совет депутатов Новосибирска объявит конкурс по отбору кандидатур на должность мэра. Да, теперь замещение должности главы города пройдет по новой процедуре, выбирать мэра будут не все новосибирцы, а избранные нами депутаты горсовета. Конкурсная комиссия с паритетом участников со стороны горсовета и губернатора сначала проведет тестирование заявителей, и потом предъявит отобранных комиссией кандидатов на выбор депутатов. Такое решение в прошлом году принял сам Совет депутатов, и на нем теперь будет лежать ответственность за то, кого он назначит на пост руководителя муниципалитета. И ответственность огромная. Буквально за несколько дней до начала серии коммунальных аварий депутат горсовета Андрей Гудовский заявил: на пост мэра должен прийти кризис-менеджер, способный быстро и эффективно разрешать сложные проблемы и находить решения в проблемных ситуациях городского хозяйства. И как в воду глядел. В январской аварийной ситуации такого кризис-менеджера во главе мэрии не оказалось, и за разрешение проблемы взялась власть региональная.
Так где они, эти кандидаты, из которых Совет депутатов Новосибирска должен выбрать наилучшего? Да, горсовет провел опрос новосибирцев о требуемых качествах будущего мэра. Да, получил ответы горожан. Свои соображения о кондициях главы города высказал губернатор Андрей Травников. Даже наш сайт НДН.инфо внес свою лепту в определение способностей и умений идеального руководителя Новосибирска, запросив об этом две отечественные нейросети. Но…
Но время идет. Более того, как показали еще не закончившиеся события января, время стремительно уходит. А никаких кандидатур на горизонте не появляется. О качествах будущего мэра говорят практически все, а вот о кандидатурах все как воды в рот набрали. Молчит Общественная палата НСО, инициировавшая изменение процедуры выборов мэра Новосибирска. Молчит поддержавшее эту инициативу заксобрание региона. Ну там ладно, региональные общественники и законодатели не вмешиваются в муниципальную прерогативу. Но, что особо удивительно, молчит Совет депутатов Новосибирска, которому и предстоит делать свой выбор. Большинство депутатов горсовета избраны не по одному сроку, и уж кого-кого, а управленцев и руководителей в городе депутаты знают наперечет, со всеми плюсами и минусами. Но нет, никаких обсуждений, предложений, инициатив.
Муниципальное молчание вокруг грядущих выборов мэра сродни подобному же молчанию вокруг январских коммунальных аварий. С авариями, не дождавшись действий муниципальной власти, стал инициативно разбираться губернатор, введя для их ликвидации режим ЧС и ручного управления в Новосибирске. И назначив руководителем оперативного штаба своего заместителя.
Так что не стоит удивляться, если по завершении молчаливого процесса выбора мэра Новосибирска в депутатских аккаунтах «ВКонтакте» появятся посты: «Докладываю, сейчас в городе выбран мэр». Без упоминания – кем выбран.
Николай Комарков