На прошлой неделе Urals подешевела на 25%. Одновременно увеличился дисконт российской марки к нефти Brent, составив почти пять долларов за баррель. Прежде ценовая разница колебалась в пределах двух-четырех долларов.
В результате на некоторых торговых площадках Европы наша нефть упала в цене до 16,2 доллара за баррель, установив антирекорд с 1999 года.
Именно к цене нефти Urals привязано бюджетное правило, согласно которому пополняется федеральный бюджет, сверстанный из расчета стоимости нефти Urals 42,4 доллара за баррель, а также Фонд национального благосостояния (ФНБ). Согласно этому правилу, при цене Urals 17,4 доллара за баррель недополученные нефтегазовые доходы бюджета составят 3,3 млрд долларов в месяц. При падении цены еще на пять долларов (худший из возможных, согласно правилу сценариев) падение доходов бюджета достигнет 3,8 млрд долларов в месяц.
«В случае сохранения устойчиво низких цен гарантией исполнения всех обязательств государства и сохранения макроэкономической и финансовой стабильности является наличие достаточного объема ликвидных активов в ФНБ. По состоянию на 1 марта 2020 года объем ликвидных средств ФНБ и средств на счете по учету дополнительных нефтегазовых доходов составил более 10,1 трлн рублей или 9,2% ВВП», — гласит бюджетное правило.
Согласно ему, «указанных средств достаточно для покрытия выпадающих доходов от падения цен на нефть до 25-30 долларов США за баррель на протяжении 6-10 лет».
Одновременно на фоне дешевеющей нефти упал и рубль. На момент публикации российская валюта торгуется на уровне 79,39 за доллар и 87,72 за евро.
Мировые агентства не исключают, что цены на нефть останутся низкими продолжительный период. На фоне срыва пролонгации сделки ОПЕК+ спрос на нефть в мире снижается. Ситуацию усугубляет всемирный изоляционизм на фоне пандемии коронавируса. В апреле 2020 года прогнозируется падение мирового спроса на нефть на 20% к апрелю прошлого года.