Российский космонавт Иван Вагнер доставил на МКС самую маленькую копию Знамени Победы. Вчера Иван опубликовал отчет об этом на своей странице «ВКонтакте».
В маленьком медальоне находятся даже три таких копии. Две из них выполнены из частичек ниточки, снятой с официальной копии Знамени. Ниточка состоит из тонких волокон диаметром меньше волоса. Эти волокна разрезались на малюсенькие частички, из которых выкладывалось полотно Знамени. Серп и молот со звездой, а также буквы и цифры сделаны из краски.
«Кроме того, в маленьком медальоне находятся девять копий Орденов Отечественной войны I степени и четыре копии Ордена Ушакова II степени. Каждый из них уместился на срезе рисового зернышка. На каждом зернышке написан номер ордена. Всю эту композицию создал русский мастер Владимир Анискин из Новосибирска. Он доктор физико-математических наук, а его хобби — микроминиатюра.
P. S. Если открыть коробочку, то на крышке находятся шесть золотых монет — копии монеты «Один червонец» (Сеятель). Эти монеты занесены в книгу рекордов Гиннесса, как самые маленькие копии монеты», — написал космонавт Иван Вагнер.
Уникальную коллекцию специально к 9 Мая новосибирский мастер Владимир Анискин, которого прозвали сибирский Левша, делал несколько месяцев.
Владимир специально ко Дню Победы изготовил девять экземпляров Ордена Отечественной войны I степени. Высота каждого всего 2 мм. При изготовлении использовались золото, олово и масляная краска.
«Ордена лежат на Георгиевской ленте, а не на родной ленте ордена. Это сделано по причине частого использования объединения символов ВОВ (орден Отечественной войны) и символа Победы (Георгиевская лента)», — объяснил Анискин.
Кроме того, в космос улетели четыре ордена Ушакова II степени. При их изготовлении использовались такие же материалы: золото, олово и краска. «Делал я их несколько лет назад и точный размер подзабыл — но он порядка 2,5 мм», — говорит сибирский Левша.
Анискин сделал еще три копии Знамени Победы. Две из них выполнены из частичек ниточки, снятой с официальной копии Знамени Победы. Напомним, что музей Вооруженных Сил любезно предоставил мастеру несколько таких ниточек. Размер одного Знамени Победы — всего 8х4 мм. Размер первой и второй копий знамени — 8х6 мм.
«Он определялся исходя из следующих соображений. Отталкиваться приходилось от двух минимальных размеров: от размера волокна ниточки (так как ниточка состоит из волокон) и от «внутрибуквенного» расстояния, то есть от расстояния между вертикальными линиями букв. Так вот, между вертикальными линиями букв должно укладываться три волокна ниточки — тогда Знамя будет смотреться хорошо. Отсюда и получается габаритный размер копии Знамени Победы — 8х4 мм», — объяснил новосибирский мастер.
Работа над первой и второй копиями Знамени Победы была осложнена большой площадью, которую Анискину требовалось покрыть мелкими частичками ниточки. Первую копию он делал пять дней. На вторую, наловчившись, потратил только два дня.
«Как я уже говорил, мне хотелось «привязать» к основной экспозиции (ордена и знамена) мои монетки. Но сделать мне этого не удалось. Поэтому пришлось их спрятать от взгляда. Но номера у монет соответствуют теме: 41, 42, 43, 44, 45 и 75 лет Победы.
Отметим, что в наши дни на Земле не более десяти мастеров, которые способны в буквальном смысле подковать блоху, как это описано в известном произведении, или поместить караван верблюдов в игольное ушко. Таких людей называют микроминиатюристами.
Владимир Анискин увлекся микроминиатюрой еще в студенческие годы. Он учился на факультете летательных аппаратов НГТУ и на пятом курсе решил попробовать себя еще и в ювелирном деле.
«Пошел в библиотеку и стал искать литературу по пайке металлов. Среди просмотренных карточек мне попалась такая: «Тайны невидимых шедевров». Название меня заинтересовало, я и взял эту книгу. Когда начал читать, то оказалось, что это сборник рассказов про мастеров-микроминиатюристов. Я был впечатлен теми работами, о которых рассказывалось в этой книге. Желание сделать что-нибудь подобное занозой засело у меня в голове, не давало покоя. Я знал, что для работы нужен микроскоп. По наивности я думал, что чем больше увеличение микроскопа, тем проще и легче будет работать. Оказалось, что это не так. Чем больше увеличение, тем меньше глубина резкости, фокусное расстояние, поле обзора и освещенность объекта. Три месяца я учился полировать рисовые зернышки и царапать на них буквочки. В канун 1999 года я написал новогоднее поздравление и подарил его своей матушке. Это был первый опыт. Сейчас в моей коллекции более ста работ».
Все работы Владимира Михайловича выполнены вручную под микроскопом. Есть у него два самодельных станочка — один токарный, другой заточной. Каждый из них умещается на ладони. Инструмент художник придумывает и изготавливает сам. По словам мастера, во время работы ему мешает биение сердца, поэтому особо тонкие, деликатные прикосновения к материалу он приноровился делать между ударами сердца.
Илья Инзов