Внутренний туризм
Вот заметка такого туриста от 1896 года:
«Ясные слѣды культурныхъ успѣховъ видны уже въ будущей столицѣ здѣшняго района— Кривощёковѣ. Самое обыкновенное, какъ говорятъ, сёлишко Томскаго округа ещё два-три годи тому назадъ, нынѣ Кривощеково — крупное село, словно какой то сказочной силой перенесённое изъ самаго пекла промышленности въ тихую земледѣльческую Сибирь. Оно рѣзко отличается отъ всего окружающаго. Въ нёмъ больше, намъ кажется, настоящей промышленной жизни, чѣмъ даже въ самомъ Томскѣ…».
Заезжали к нам и иностранные путешественники. В 1896-м всю Россию «дикарями» проехала небольшая группа англичан, среди которых был велопутешественник, журналист Robert Louis Jefferson, оставивший прекрасное описание переезда через замерзшую Обь:
«Перед нами лежало белое ледяное пространство, но все кочковатое и разбитое. Внешний вид этой замерзшей реки описать сложно. Вместо гладкой ровной ледяной равнины, как можно было бы ожидать, вся поверхность представляла собой одну беспорядочную массу битого льда, которая, казалось, в самый момент ее раскола была задержана Королем Морозом и замерзла. Над нами возвышались огромные глыбы, от десяти до пятнадцати футов высотой и от четырех до пяти футов толщиной; более мелкие части были прикреплены к более крупным на простых полосах, и через эту пустыню застывания образовалась узкая дорога для проезда транспортных средств. По этой дороге мы скакали в потрясающем темпе…»
Весной 1910-го в Ново-Николаевск пришел американец Стеменович, совершающий кругосветное путешествие пешком ради крупного пари. Он вышел из Калифорнии, побывал в Европе, России, а через Сибирь и Японию возвращался в Калифорнию.
В 1912 году в городе начали организовываться школьные экскурсии — учащиеся Ново-Николаевского реального училища ездили на «Золотое озеро» (Телецкое). В 1914-м воспитанники преподавателя сокольской гимнастики Ф. И. Покорного вместе с другими учащимися училища готовились к большому походу от Ташкента до Пятигорска и Самары: «в русские Средне-Азиатские владения для ознакомления учащихся с природой и жизнью края, с его историческим прошлым, с памятниками Кауфмана, Черняева, Скобелева и других славных героев русской земли, завоевателей и устроителей этого края».
Для изыскания средств на поездку соколы готовили платный ученический вечер гимнастики. Кроме того, для учащихся, отправляющихся в научные и образовательные экскурсии, вырабатывался льготный транспортный тариф.
«Дешёвыя экскурсіи за границу»
Русские подданные активно выезжали за рубеж, как индивидуально, так и группами. Отдельно организовывались поездки для учителей.
Газета «Обская жизнь» в декабре 1909 года публикует обращение из «Русских ведомостей» — «Дешёвыя экскурсіи за границу. 23-го ноября на засѣданіи комиссіи образовательныхъ экскурсій при учебномъ отдѣлѣ О. Р. Т. 3. (общество распространения технических знаний. — К. Г.) были окончательно утверждены новые маршруты заграничныхъ поѣздокъ на лѣто 1910 г. и правила зачисленія въ экскурсіи…». В основном поездки охватывали крупные города Германии, Чехии и Австрии. Продолжительность туров варьировалась от 25 до 35 дней, стоимость от 77 до 115 рублей. Германско-итальянский маршрут с трехнедельным отдыхом в горах стоил 140 рублей. Восточный маршрут в Египет и Палестину 130 рублей за 46 дней.
По данным Счетной палаты РФ, в 1913 году учитель гимназии получал в месяц 85 рублей. Для сравнения: дворник — 18, участковый — 50, слесарь — 57, средний чиновник — 62, генерал — 500 рублей. В общем, две зарплаты учителя гимназии для хорошей поездки — «за глаза».
Необходимо отметить, что за рубль тогда можно было купить кило с четвертью осетрины, или 36 яиц, или 33 килограмма картошки, пять килограммов пшеничной муки. По расчетам экономистов один рубль 1913 года сегодня равен примерно 750-800 рублям (по перспективному индексу по старинной продовольственной корзине)
Специально для учителей был разработан и 40-дневный маршрут по городам Германии — «для изученія постановки школьнаго дѣла». Тут же особняком стоят коммерческие поездки на всемирную выставку в Брюссель за 165 рублей и на выставку в Лондон за 180.
В сезон 1910 года в зарубежные экскурсии предполагалось отправить до 3000 человек. Интересны правила записи на поездки. В первую очередь зачислялись учителя начальных училищ и земский медицинский персонал, а затем уже учителя средней школы. У тех, кто уже ездил за рубеж ранее, было предпочтение, так как комиссия считала, что «с образовательной точки зрения важна повторность поездки за границу». Также требовались «знатоки местной жизни». Для информирования провинциальных учителей был выпущен сборник «Русские учителя за границей» с подробными отчетами о поездках прошлого года и предложениями будущего.
Прошло более 110 лет. Менялись люди, власти, революционировали методики и технологии. А вопрос образовательного, познавательного школьного туризма пришел в тупик. Еще в 1980-х школьники и преподаватели активно ездили пусть не заграницу, то по стране. Ныне очень сложно собрать группу даже для экскурсии по собственному городу. А зачем?..