У нового времени — иные творцы. Сегодня в интернете фильм Юрия Дудя «СПИД-2020» набирает миллионы просмотров. А у иных творцов и герои иные.
Герой: Мария Годлевская
ВИЧ-инфицирована с 16 лет. Винит «любоф» с наркоманом, который практиковал все, что только можно было практиковать. В то время, когда родители батрачили в три смены, чтобы выжить, дети долбили клей «Момент» и анашу. Мама, работавшая в детском саду педагогом младших групп, была в ужасе от новости, однако по совету подруги никуда не сообщала о болезни дочери, чтобы ее «не съели с говном». И продолжала работать с детьми.
Мать первого мужа Марии обещала застрелить ее, если она заразит ее сына. Впоследствии муж Марии умер от наркотиков.
Герой: Денис Годлевский
Директор ассоциации «СПИД, статистика, здоровье»
Осуждает «дебильный чиновничий страх» перед проблемой ВИЧ. Считает, что если лечить, и давать всем таблетки, можно остановить эпидемию ВИЧ, но очень сетует на недоступность бесплатного лечения.
Герой: Сергей Ульянов
Парень из нашего города. Был профессиональным наркоманом. На наркоту зарабатывал кражами. Крал все подряд. Из карманов и из супермаркетов. Живет в стране, где не стыдно говорить о том, что имеет судимости, и о том, что крал. Судимостей у него шесть. Но сидел он всего три раза. Он никогда не хотел нормальной жизни. Никогда не хотел работать пять дней в неделю. Не хотел иметь семью, кредит и все такое. «Я всегда хотел жить в кайф, — откровенничает со зрителями Сергей. — Просыпаться в обед, пинать ***, — вот и все».
Но жизнь распорядилась иначе, сейчас он работает каменотесом и «мутит пикеты про доступ к таблеткам». Потому как без доступа Сергею с его ВИЧ — не жить.
Герой: Катя Гаврилова
Женщина, от истощения похожая на девочку-старушку. ВИЧ-положительна с 2000 года. Интервью с Катей записывают в хосписе, куда ее привезли из СИЗО «Матросская Тишина». Слабым голосом Катя рассказывает трогательно–слезливую, как у большинства старых наркоманов, историю о том, как ее посадили на иглу из-за ее доброты и наивности. Видимо, в преддверии собственной смерти Катя говорит здравые вещи. Что наркоман — это навсегда. Что не бывает бросивших наркоманов. Она верит в то, что будет создана чудо-таблетка: выпил — и вылечился. Только вот дожить до этого чуда ей не суждено. Через 17 дней после интервью Кати не стало.
Иной фильм с иными героями.
О чем этот фильм? Да в общем-то, ни о чем новом. Зачем он вот именно такой — вопрос гораздо более актуальный. По моему ощущению, этот неладно скроенный, но крепко сшитый шедевр создан как по заказу какого-нибудь СПИД-центра и его активистов. И целью своей имеет показать, что Россия ведет неэффективную борьбу с ВИЧ, а несчастные наркоманы и ВИЧ-инфицированные здесь нещадно дискриминируются.
Собственно, непосредственно автор и не скрывает своей цели — устроить ликбез для огромного количества тех, кто не в теме. Тех, кто живет обычной, спокойной и размеренной жизнью, с ее заботами и радостями и не знает, в силу обыденности своего существования, об ужасах, поджидающих их практически везде.
А потому в череду унылых причитаний, пересыпаемых привычно произносимыми матерками, мозолистая рука профессионального пропагандиста вбивает постоянный рефрен: среди нас как минимум миллион ВИЧ-инфицированных, и только половина из них лечится. И этим фильм, конечно, пугает. Но тут же выдает второй постоянный рефрен. «Что, страшно? А вы не бойтесь. Ничего страшного! И мы вам сейчас расскажем, почему…»
Герой: Вадим Покровский
Академик РАН, руководитель федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом.
Утверждает, что ВИЧ — это ничего страшного. Нужно просто идти в СПИД-центр, там тебе выдадут таблетки. «В 95 году, — сообщает он, — нам удалось провести (!) закон, о том, что лечение ВИЧ-инфекции происходит за счет государства».
К сожалению, лекарств для миллиона ВИЧ-инфицированных не хватает, есть только для половины. Небольшая группа обеспеченных граждан покупает препараты за свои средства. Но даже богатые говорят: «Лучше за счет государства».
Лечение одного ВИЧ-инфицированного обходится бюджету, то есть налогоплательщикам, в сумму порядка 200 тысяч рублей в год. «Давайте увеличивать бюджет!» — основная мысль, которую декларирует академик.
И это третий постоянный рефрен фильма. Государство — то есть вы, налогоплательщики — те, кто не кололся, не занимался беспорядочным сексом без презервативов и в итоге не подцепил ВИЧ. Вот именно вы и должны платить более 200 миллиардов рублей в год за то, чтобы каждый подцепивший инфекцию через наркоту и секс получал вожделенные таблетки.
То есть, конечно, можно бы потратить эти деньги — почти четверть бюджета Минздрава России — на поддержание здоровья всю жизнь трудившихся пенсионеров. Или на спасение больных детей, на которых в бюджете денег не хватает, и средства собираются из пожертвований. Или на современные протезы для инвалидов. Но старики, дети и инвалиды — разве же они истинные герои нашего времени?
Как и положено пропагандистскому ролику, фильм эпатирует с первых кадров. «Хрен тебе», — раздается с экрана, и это одно из самых безобидных слов, которое могут услышать непросвещенные подростки в процессе ВИЧ-просвещения. (А именно миллионы подростков будут смотреть этот усыпанный матом фильм, утверждает его создатель.) Хрен этот предназначен и нам, тем, кто считает, что данная проблема нас не коснется. «Мы тебя достанем», — как бы говорят нам герои экрана.
Дудь утверждает в своем творении, что ВИЧ и СПИД могут коснуться каждого. Правда, вот с «каждыми» в фильме возникла серьезная напряженка. На манеже, простите на экране, появилась бойкая сплоченная бригада профессиональных ВИЧ-активистов. О которой одна из фигуранток выразилась следующим образом:
«Ну а с моими друзьями — Денисом, Марией и Сережей — все понятно. Они в активизме много лет, такой стайл. ***** — пляшем».
Персонажи бригады, сменяя на экране друг друга, как умеют (а умеют говорить не все) рассуждают на темы, о которых, по их собственному выражению, все говорить или не хотят, или стесняются.
Темы эти не блещут разнообразием. Ну, запугивание, об этом я уже упоминала. Плюс таблетки. Плюс деньги на таблетки, которые мы им должны. Что еще? А, ну да, конечно…
Герой: Антон Красовский
Известен как журналист НТВ. Признался в том, что он гей. Считал, что в том, что ты гей, есть что-то героическое. А вот в том, что у тебя ВИЧ, что-то бытовое. После того, как у него начался генитальный герпес, решил помогать другим. Основатель фонда СПИД.ЦЕНТР.
Главная тема этого героя фильма — это презервативы. Точнее — га..доны. Именно так, с акцентированием на «а», смачно и со вкусом многократно употребляет он этот термин.
Г..ны носить надо обязательно! И с собой и на себе. Желательно не менее трех. А то ведь вы же спите с кем попало! Как это не спите с кем попало? Значит, муж ваш спит с кем попало! А это делать лучше в г..не. Причем желательно с детства. Кстати, вы уже купили (показали) детям г..ны, они же презики? Ну как же так! Ведь презервативы — наши друзья! Это серьезное упущение! Ээээ! Да с вами еще работать и работать! Ведь презерватив, он же предохраняет от ВИЧ по данным ВОЗ в 80% случаев, яростно убеждает всех Красовский. И я, конечно же, ему верю. Только меня все время не покидает чувство, что он постоянно врет. Ведь будучи ярым поборником ношения г..нов и открытым геем, как-то же он где-то намотал ВИЧ на болт. А может, просто неудачник.
Снова и снова на экране у Дудя ВИЧ-активисты повторяют нам, непросвещенным, что ВИЧ абсолютно безопасен. Абсолютно! Но только в том случае, если ВИЧ-инфицированный принимает терапию. И эту терапию ему должны, нет — обязаны! Предоставить государство и налогоплательщики. А не то недолеченные геи и наркоманы (бывшие, бывшие, конечно же) всех вокруг перезаражают. Это, правда, несколько попахивает банальным шантажом, но не открытым же! Никто же не бегает за непросвещенными гражданами с окровавленной иглой. Не надо паники, нужно просто принять, понять и выделять побольше денег на терапию.
Потому что если есть деньги и лекарства, ВИЧеносцы абсолютно безопасны. И даже размножаются здоровыми детьми. Если, конечно, мамы регулярно пьют терапию. Правда, вот дети подрастают и скоро пойдут в садик, и неизвестно, как к такому соседству отнесутся родители других детей. Но к подобному повороту событий ВИЧ-активисты уже готовы. «Я в предвкушении, — заявляет Сергей Ульянов. — Потому, что для меня это, как топливо. Когда начинается ущемление прав, это та сфера, в которой я прям изгаляюсь. Эта та несправедливость, с которой нужно бороться». Так что у меня для ничего не подозревающих непросвещенных родителей — ну тех, кто не наркоманы и не поймали ВИЧ на иглу и у кого обычная работа, жизнь и дети — плохие новости. Сергей уже готовится с вами бороться.
А еще вы побежите покупать презервативы, как миленькие. Поскольку Сергей искренне убежден, что «население России надо водить по пустыне, *****, 40 лет, чтобы вывести все примочки эти от презервативов». Но, это мечты и будущее, а пока Сергей пьет терапию утром и вечером. И жалуется, ссылаясь на мировую практику выпуска удобных комбинированных препаратов, что много отечественных таблеток пить приходится. А наши — дешевые, крупные и, сука, встают прямо в горле. И это Сергей не любит.
Зато его любит героиня фильма Рита. Раз уж среди множества мужчин она выбрала именно его, бывшего наркомана, шесть раз судимого и ВИЧ-инфицированного, это, безусловно, любовь! Большое и светлое чувство. Ну не расчет же. И главное — вовремя принимать терапию.
Герой: Рита Логинова
Журналист портала «Тайга.инфо». Считает, что человек, принимающий регулярно и ответственно терапию, не может передать вирус дальше. По поводу детей, то почему и не родить? Хотя, по ее словам, дети — это не ее.
Принимая терапию, нельзя передать ВИЧ ребенку.
Сергей пару раз приносил ей целлофановые пакетики с лепестками роз и кидал их в ванну и даже шампусика туда ставил. Но они мокрые и липкие, и вообще Рита не пьет шампанское, лучше пивасика и поспать. Это вот вообще отлично. Поэтому Сергей — один из самых романтичных мужчин, которые ей вообще встречались.
Вот вам, пожалуй, и весь свежий Дудь в очень кратком пересказе. Ах, да — и последний тезис фильма «СПИД-2020»: никто ни от чего не застрахован.
С этим готова была бы поспорить. И напомнить из булгаковского Воланда: «Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится». В конце-концов, каждый кузнец своего счастья. Что захотел — то и выковал.
Элеонора Соломенникова