— Мы всегда понимали, что городу нужна единая программа реабилитации, единая реабилитационная среда, всегда выступали за то, чтобы реабилитация не начиналась только в стенах нашего учреждения и не заканчивалась за его порогом, чтобы этот процесс был постоянным и долгосрочным и, как следствие, более эффективным.
Взаимодействие наших центров в качестве филиалов единого учреждения поможет нам получить желаемую картину непрерывной реабилитации и социального сопровождения особых семей.
— То есть теперь любой обратившийся за помощью в единый Городской Центр получает возможности сразу трех работающих в городе Центров?
— Да, и мы будем вправе рассчитывать на более высокий результат. Объединяясь, мы собираем свои силы и ресурсы. При этом сохраняем индивидуальный подход к каждому ребенку, предлагая ему и его семье больший набор вариантов реабилитации.
Кроме того, мы меняем формы и направления деятельности. Много лет, к примеру, «Заря» работала исключительно в формате стационара. Теперь мы рассматриваем полустационарную форму и предлагаем сразу четыре таких программы. Это, в первую очередь, поддерживающая терапия, а также социально-бытовая адаптация «Я смогу!», курс поведенческой АВА-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра и формирование учебного поведения «ПервоКлассная подготовка».
Как итог — количество получателей социальных услуг увеличится в разы, а качество этих услуг не только сохранится, но и вырастет. И это касается всех филиалов.
— Любая административная реформа как минимум предполагает изменение штатного расписания, а возможно и сокращение сотрудников? Как это происходит в центрах?
— Реорганизация изначально не предполагала сокращений сотрудников, оказывающих социальные услуги. Более того, в результате преобразований в Центре «Заря», ставшего филиалом общегородского Центра, число сотрудников, которые будут оказывать медико-психолого-педагогические и бытовые услуги, увеличилось. Например, психологов у нас стало ровно в два раза больше.
Новые ставки для узких специалистов, которые непосредственно будут оказывать социальную помощь нашим гражданам, как раз и есть следствие реформы в части изменения штатного расписания. Поскольку часть именно административных ставок высвобождена. При этом руководители филиалов и подразделений свои должности сохранили. Они ведут все основные направления реабилитации и продолжают заниматься решением этих задач
— Сказалось ли это на зарплате специалистов?
— Безусловно. Во всех филиалах нового учреждения зарплата у сотрудников одной должности одинакова. Она стала выше. И это также следствие реформы.
— Предполагала ли реформа цифровизацию отрасли?
— Да, на этот процесс делаются большие ставки. Мы рассчитываем на автоматизацию контроля качества предоставления услуг. Для нас это очень важно — не только получать обратную связь, но и иметь возможность ее проанализировать с тем, чтобы улучшить свою деятельность.
Автоматизация коснется многих сквозных процессов — это и работа координационного центра, и межведомственное взаимодействие, и деятельность стационара, и контроль качества оказания социальных услуг, и, безусловно, отчетность на всех уровнях.
Есть потребность в обработке статистических данных — не просто общее число обслуженных граждан, а типизация данных по самым разным характеристикам — нозологиям, составу и истории семьи. Получая типизацию, мы получаем понимание — кому и какой пакет социальных услуг необходим. В том числе для этого и нужна административная реформа с единой базой данных получателей услуг.
Мы также рассчитываем на то, что цифровизация поможет нам более эффективно и справедливо распределять нагрузки на сотрудников.
— А готовы ли сами люди к переменам?
— В нашей отрасли уже произошло много значительных перемен, направленных на развитие, повышение качества социальных сервисов и услуг. Реорганизация — это один из этапов качественных изменений. В нашей команде работают опытные профессионалы, с уникальными компетенциями и самое главное — это люди, преданные своему делу.
На самом деле все руководители филиалов и сотрудники глубоко в процессе. Все понимают свою роль на каждой конкретной должности. Наши сотрудники с большим энтузиазмом относятся к новым формам работы, обучению. Сейчас, к примеру, очень востребованы специалисты по реабилитации детей с расстройством аутистического спектра. В рамках реализации мы вводим новые направления, и процесс обучения ждет многих наших сотрудников. У нас интересно работать.
В конце декабря учреждения начали работать в новом объединенном формате. Сам же процесс изменений в работе учреждения, безусловно, живой. И он будет продолжаться.
Происходят в том числе и внешние изменения — разрабатываются дизайн-проекты, идет ремонт помещений, закупается новое оборудование. В ближайшее время реабилитацию в центрах можно будет пойти при помощи самых передовых программ — это гидротерапия, сенсорная депривация с применением технологий сухого флоатинга, нейротерапия, работа на динамических тренажерах нового поколения, робототехника. В отрасли появится уникальное реабилитационное оборудование «Девирта-Делфи» — комплекс двигательной и когнитивной реабилитации с применением технологий виртуальной реальности с распознаванием движений.
Результат работы с такими ресурсами — восстановление потерянных и несформированных навыков у детей с двигательными и ментальными нарушениями, реализация умственного и физического потенциала детей с нарушениями развития, улучшение всех когнитивных функций, навыков бытового самообслуживания и параметров эмоционально-волевой сферы.
Реорганизация ни на один день не остановило работу центра – мы работали по сформированному плану без незапланированных остановок и переносов. И уже сейчас понимаем, что количество оказанных услуг у нас будет гораздо больше.