Рождество важнее
Главным праздником в дореволюционной России было Рождество, которое отмечали, как и в Европе, 25 декабря. Правда, с отставанием в две недели в силу того, что страна жила по юлианскому календарю. Новый год же праздновали гораздо менее пышно, чем сейчас.
В России первую рождественскую елку установила в 1817 году в своих покоях супруга императора Александра Федоровна, которая была уроженкой Прусии, и там эта традиция уже давно была распространена. Вскоре стало принято устанавливать елку на улицах Москвы и Санкт-Петербурга.
Что касается Новосибирска, а точнее на первых этапах его истории Ново-Николаевска, то у нас первая общегородская елка появилась в 1898 году на территории училища, и это тоже было связано с Рождеством.
На следующий год елку нарядил и поставил священник Василий Посельский возле Александро-Невской церкви. Там же прошел первый праздник, в котором приняли участие 200 детей. Они пели, танцевали и играли, а потом получили подарки — книжки, игрушки и сладости.
В Музее Новосибирска сохранились данные, что до Революции рождественские торжества для детей из бедных семей проходили только благодаря меценатам. В те годы существовало Общество попечения о народном образовании, в которое входили зажиточные горожане.
Так, 1 и 2 января 1917 года Общество организовало для детей Ново-Николаевска бесплатный утренник с показом спектакля «Золушка» и угощением. Для детей постарше провели литературный вечер.
По городу заливались катки. Особенно известен был каток, который после 1907 года и вплоть до революции заливался у городской электростанции. Это за нынешним зданием мэрии.
Этим катком пользовались в основном дети из зажиточных семей. Дети из более скромных семей катались на расчищенных площадках на льду Оби. Самым популярным было место возле железнодорожного моста.
Катались на самодельных коньках, подвязывая к ним полозья. Самые бедные привязывали металлические или деревянные стержни, чтобы было хоть какое-то скольжение.
Старый Новый год
Этот праздник появился после Революции. Светский календарь перешел на давно принятое в Европе григорианское летоисчисление. Но православная церковь его не признала и оставила старый юлианский календарь.
С 1918 года Новый год стали праздновать на 13 дней раньше. Таким образом, Рождество оказалось за Новым годом. А Старый Новый год остался для верующих православных. К тому же на 1 января теперь выпадал рождественский пост.
А вот уже после поста на столе у православных в Старый Новый год могли быть пироги, кутья, пиво, вино, водка, поросенок в собственном соку. Была распространена традиция подавать вареники с предсказаниями, которые зависели от того какая попадется начинка: вишня сулила удачу, мед — здоровье, капуста — достаток, мясо — благополучие.
С утверждением советской власти Новый год стал исключительно светским праздником, Рождество — церковным. Начиная с 1929 года празднование Рождества было официально отменено, а Новый год стал обычным рабочим днем. Однако уже в 1935 году народу вернули праздник.
«Только после войны Старый Новый год начал становиться светским праздником. Он был даже вызовом тогдашнему обществу, завуалированным противопоставлением. Праздновался скромно, за задернутыми шторами. Гадание в темноте, вызывание духов на тарелочках и свечах. Такое волшебное, но осуждаемое в то же время мещанство», — говорит сотрудник Музея Новосибирска краевед Константин Голодяев.
Новая волна празднования Старого Нового года возникла после спектакля во МХАТе с участием актеров Вячеслава Невинного и Александра Калягина. В 1980-м по мотивам постановки сняли фильм, который стал очень популярным и разошелся на цитаты.
Кроме России Старый Новый год отмечают также жители стран бывшего Советского Союза и дальнего зарубежья, где проживает большое число эмигрантов из бывшего СССР.
Традиция отмечать этот праздник существует в Македонии, Черногории, Сербии, в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии. В последнем случае это следы не церковного, а народного неприятия перехода на григорианский календарь.