Случай с продюсером телеканала «Дождь» Дарьей Жук произошел четыре года назад. Но заявить о нем публично она решила только после прочтения новости о домогательствах Слуцкого к журналистке Фариде Рустамовой на сайте «Дождя».
«Когда я это увидела, я… Просто долго сидела, смотрела на эту новость и понимала, что это тот самый депутат, с которым у меня была совершенно… Не совершенно, но подобная ситуация четыре года назад», — сказала Жук (цит. по meduza.io).
Рустамова же рассказала о случае, произошедшем год назад, когда она получила редакционное задание «Русской службы Би-би-си» взять интервью у Слуцкого как главы комиссии Думы по международным делам о визите в Россию председателя партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен.
«В течение нашего разговора он (Слуцкий. — Ред.) позволил себе много неприятных и оскорбительных высказываний в мой адрес, включая с нецензурной лексикой. В какой-то момент он подошел, дотронулся до меня. Я не поняла, честно говоря, что произошло. Это было очень неожиданно. Я испугалась и не знала, что делать в такой ситуации. Со мной такого никогда раньше не происходило. И я просто сказала ему, что он распускает руки и что я больше не буду с ним общаться. Вы можете прочитать все, что было в разговоре (велась аудиозапись. — Ред.). И все, я ушла из его кабинета и больше с ним не общалась», — сказала Рустамова, добавив, что аудиозапись разговора со Слуцким «на всякий случай» отправлена адвокатами «Русской службы Би-би-си» на фоноскопическую экспертизу (цит. по meduza.io).
Однако членов комиссии по этике более заинтересовало поведение не коллеги-депутата, а самой журналистки. Они пытались выяснить, почему Рустамова молчала о факте со Слуцким на протяжении года, а не заявила об этом сразу. Она ответила, что консультировалась с коллегами по цеху, а также с депутатами. Коллеги сказали ей, что не знают, как поступать в данной ситуации, а парламентарии — что на нее выльется много грязи, что, с ее слов, и произошло.
На заседании комиссии выступил и депутат Госдумы от Новосибирской области Александр Карелин. Он поинтересовался, «почему все это совпало на тот период с президентской кампанией? Не было синхронизации никакой? Все так слаженно…»
«Простите, пожалуйста, вот я все-таки предпочел бы… Синхронизация в один голос… Напоминает цитату из умеющего обращаться с русским языком писателя… Вы понимаете, что иногда люди склонны выдавать свое воображение за свою память. Я задаю простой вопрос: не что вас побудило… а почему именно в период, мягко говоря, особенный, ажиотажный, выборы президента идут. Почему именно в этот период? Не через месяц, не за месяц до этого? Есть какое-то созвучие, нет? Или потому что шумно и резонирует хорошо? Вы же упаковщики мнений», — высказался Карелин (цит. по meduza.io).
За комментариями по поводу скандала вокруг Леонида Слуцкого НДН.инфо обратился к депутатам Госдумы от Новосибирской области Вере Ганзя, Александру Жукову Виктору Игнатову, Андрею Каличенко и Максиму Кудрявцеву. Все, за исключением Веры Ганзя, оказались недоступны для комментария по телефону. Редакция НДН.инфо направила им запросы с просьбой обозначить свою позицию в этом вопросе.
В телефонном разговоре Вера Ганзя пояснила, что любые домогательства омерзительны, «но мы живем в такое время, когда продается все: и честь, и совесть»:
«Всему есть своя цена, к сожалению. Журналисты тоже не живут вне этой системы. Поэтому, чтобы предъявлять такие серьезные обвинения, нужны доказательства. Сказать откровенно, я не знаю, что сказать по этому поводу. Если этот факт был, почему тогда в свое время не обратились в суд? Если этого факта не было, то кому это выгодно и к чему сейчас это делается?»
Ганзя считает, что сегодня «опорочить любой уровень законодательной власти» пытаются все кому не лень и это ни для кого не является секретом. По ее словам, быть может, проблема созрела именно в этой плоскости, возможно, это чисто бытовые отношения. Она вспомнила скандальную историю экс-директора — распорядителя Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана, несколько лет назад оказавшегося в центре секс-скандала.
«Мы уже сталкивались с похожими фактами в мировом масштабе, вспомните Стросс-Кана. Потом оказалось, что это все подстава, а жизнь человеку сломали и опозорили его на весь мир. Если это было (в случае со Слуцким. — Ред.), то это было один на один. И доказать этот факт, что с той стороны, что с другой очень проблематично. Поэтому раздувать из этого скандал, я думаю, смысла нет. И последнее, я считаю, что если повода нет, то никто не подойдет ни к кому и никаких непристойных предложений не сделает, а тем более что какие-то физические прикосновения…» — высказалась Ганзя.
Впрочем, Фарида Рустамова вела аудиозапись во время разговора со Слуцким. Рустамова уточнила, в настоящее время идет экспертиза записи, чтобы ни у кого не было сомнений в ее подлинности.
Итогом заседания думской комиссии по этике стало фактическое оправдание Слуцкого, никаких непристойностей в поведении депутата его коллеги не обнаружили. В ответ около двух десятков ведущих российских СМИ объявили бойкот персонально Слуцкому, комиссии по этике либо всей Думе. В парламенте такие СМИ лишили аккредитации.
Свою позицию в этой ситуации обозначило и руководство Союза журналистов России, разместив на своем сайте соответствующее заявление.
«Союз журналистов России выражает недоумение решением комиссии Госдумы по этике, которая не обнаружила в действиях депутата Слуцкого признаков «поведенческих отклонений» и сексуальных домогательств в отношении журналисток… Союз журналистов России всегда защищал и будет защищать тех, кто занимается профессиональной деятельностью — происходит ли это при освещении событий в районах боевых действий или в кабинете во время интервью, когда ситуация может восприниматься как нарушение этических норм. Союз журналистов считает любые подобные попытки недопустимыми и готов всегда защищать женщин-журналистов».
Следует также отметить, что далеко не все депутаты Госдумы солидарны с решением комиссии по этике. Так, о своей поддержке бойкота СМИ сообщила депутат Оксана Пушкина.
«Молодцы! Порадовалась за свой цех… Прецедент создан. Проблема в стране такая есть. Ее надо решать с помощью законодательства. Это мое мнение», — заявила Пушкина.
Поддерживают своих коллег и региональные журналистские организации. «Если мы хотим защитить журналистов… мы должны делать коллективные заявления в Генпрокуратуру, МВД, администрацию президента и лично президенту, мы можем проводить митинги, делать многое другое, выражая свою журналистскую солидарность. Если журналистки обратятся в правоохранительные органы, я всецело поддержу это обращение», — заявил председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев.
«Новосибирский союз журналистов, конечно же, поддерживает позицию, выраженную в заявлении Союза журналистов России. Мы также выражаем свою солидарность со СМИ, заявившими о несогласии с вердиктом комиссии Госдумы по этике, — сообщил НДН.инфо председатель правления НСЖ Яков Самохин. — По сути, и комиссия Госдумы по этике, да и сам председатель Госдумы Вячеслав Володин выбрали наихудший вариант реакции — узкокорпоративную депутатскую солидарность и высокомерно-презрительное отношение к прессе. Чего стоит одно только заявление Володина, сделанное в адрес журналисток «кремлевского пула». «Если вам опасно работать в Думе — меняйте профессию», во всеуслышание сообщил Володин, причем не когда-нибудь, а 8 марта, в Международный женский день».
Сам Леонид Слуцкий, очевидно, был настолько уверен в корпоративной поддержке своих коллег-депутатов, что прибыл на заседание комиссии с 45-минутным опозданием. И комиссия его ожидания оправдала. Вот только ее решение скандала со Слуцким не прекратило. Ведь не только депутатам, но и журналистам также не чужда корпоративная солидарность.
Алексей Ротарь
Фото: souzveche.ru