Противоречия налицо
В 1994 г. на территории будущего дендропарка было построено административное здание. Второе — склад семян — появилось двумя годами позже. А еще через год был образован и сам парк. И все бы ничего, если бы не особый охранный статус, который зеленая зона получила в 2013 г. Возникло противоречие с законом. Ведь никаких объектов капитального строительства при таком раскладе быть не должно. Ситуация усугубилась с введением в эксплуатацию дельфинария в 2016 г., так как «усилилась антропогенная нагрузка» и, как говорят в департаменте лесного хозяйства Новосибирской области, возникла нужда в дороге, построить которую, опять же, не позволяет закон.
Поразмыслив, как быть, в лесхозе решили, что участок, расположенный у входа в зоопарк, из состава зеленой зоны нужно вывести и взамен присоединить другой. Такой же по площади и более ценный с точки зрения произрастающих там деревьев, кустарников и трав. А также вывезти из зоны особо охраняемой природной территории участок с административным зданием и складом семян.
Экологи, проводившие обследование, пришли к выводу, что на учыастке с капитальными объектами ведется активная хозяйственная деятельность, а «исходные растительные сообщества уничтожены». Исключение участка устранит противоречие с законом и снизит антропогенную нагрузку, заявили «зеленые».
Не все так гладко
Выводы экологов в основном вызвали положительные отклики представителей общественности. Но некоторые с их доводами не согласились. К примеру, представитель инициативной группы Юрий Чаплыгин указал на отсутствие материалов, определяющих перспективу использования взаимозаменяемойтерритории, и заявил о необходимости определения видов разрешенного использования.
«Сегодня мы говорим о въезде, завтра о входе. Насколько заменяемая территория необходима дельфинарию и так уж надо выводить ее из состава дендропарка. Если решено строить дорогу, то где проект организации дорожного движения? Кроме того, непонятно, чем обусловлена площадь участка? Концепции развития дендропарка до сих пор нет».
Представитель дельфинария пояснил, что все документы были предоставлены, а вид разрешенного использования — «только для дороги и пешеходов».
Глава департамента лесного хозяйства НСО Вячеслав Дубовицкий ответил, что перед экологами не стояла задача разработки генплана развития территории, а также чертежей и документов по строительству.
Старший научный сотрудник Центрального ботанического сада СО РАН Людмила Чиндяева указала, что изымать участок с капитальынми объектами нельзя, «поскольку это может привести к ухудшению ситуации на прилегающей территории».
«Несвойственные объекты и функции из дендропарка нужно постепенно вывести, — отметила Чиндяева. — Непонятно, как исключение участка из состава дендропарка снизит нагрузку. Аргументы материалов комплексного обследования меня не убедили. Исключение наоборот приведет к насыщению участка новыми функциями и усилит нагрузку. А он ее, по сути, смягчает, играя роль «буфера».
«Закон запрещает размещать капитальные объекты на особо охраняемых территориях, — обозначил Вячеслав Дубовицкий. — Снизить нагрузку другими способами невозможно, как и снести здания, которые находятся в собственности Новосибирской области. Поэтому исключение участка — единственный возможный вариант. Роль «буфера» при этом никуда не денется».
Мотоциклистам тут не место
Несмотря на немногочисленность присутствовавших, из зала звучало много вопросов. Дендропарк не мешало бы почистить от зарослей и обустроить детскую площадку. И что делать с мотоциклистами, которые нет-нет, да и заедут на территорию зеленой зоны.
Глава лесхоза пояснил, что вопросы благоустройства решаются в соответствии с объемами работ, определяемых госзаданием, и наличием финансирования. Территория парка большая и сделать все сразу невозможно. Детская площадка, по его словам, нужна. Но ее проект все еще находится в стадии обсуждения.
«Вы можете видеть, каким дендропарк был раньше и как он выглядит сегодня. Ведутся уход за растениями, ремонт установка освещения, благоустройство. В дальнейшем эта работа будет продолжаться. По детской площадке скажу, что вопрос с повестки не снятии мы будем к нему возвращаться. Мотоциклистам в дендропарке не место, но проблему решит лишь забор. Огородить сразу весь дендропарк невозможно. Эту ситуацию мы проанализируем и разберемся с ней отдельно».
Дендропарк перезонируют без ущерба для площади и популяции растений. Это факт положительный. Однако возникают вопросы: почему перезонирование потребовалось только сейчас, в год открытия дельфинария? Почему нельзя было вывести этот участок раньше, когда парк получил особый охранный статус. Факт нарушения законодательства на протяжении трех лет никого не смущал?
Александр Ярошевский
Фото:info-farm.ru, dlh.nso.ru